Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
61 мировосприятие, особую доверчивость, открытость миру, обострённое чувство справедливости. Значимость педагогического процесса должна определяться не столько логикой освоения образовательного содержания, сколько тем, какое место в нем отводится личности дошкольника как неповторимой индивидуальности, насколько осознается и учитывается сама природа детства, его своеобразие. 2. Идеи нравственного воспитания через приобщение детей к ценно- стям. Л. Н. Толстой рассматривал нравственное воспитание в единстве с рели- гиозным учением и идеями самовоспитания, самосовершенствования личности в процессе постижения ценностей социальной жизни, семьи, природы. Стрем- ление к совершенству, как основа развития нравственности, по Л. Н. Толстому, это не просто накопление моральных знаний и представлений, а творческий поиск, опыт разрешения этических ситуаций, самостоятельный выбор способов поведения и поступков, где есть борьба мотивов, яркие искренние пережива- ния. Первый нравственный опыт для детей – «Азбука» Л. Н. Толстого. Через восприятие художественных произведений, написанных простым и ясным ли- тературным языком, дошкольники имеют возможность постигать широкий и многообразный мир в различных его проявлениях и взаимоотношениях, идеал гармонии, правды, красоты, добра. В художественных образах Л. Н. Толстой показывал не только положительные (отзывчивость, честность, справедливость и др.), но и отличительные качества человека (жадность, лживость, лицемерие и др.). Эмоциональный характер восприятия художественных произведений усиливает использование метода эмоционально-сенсорного воздействия. Сущ- ность его в том, что педагог пробуждает эмоциональные реакции у детей по- средством воздействия на сенсорные процессы и актуализации разномодальных ощущений. Вариативность в использовании метода эмоционально-сенсорного воздействия достигается за счет различного сочетания продолжительности, ин- тенсивности и новизны сенсорных воздействий. Вводя сенсорные стимулы, пе- дагог может предоставлять детям инициативу действий с ними: возможность актуализации любимых, понравившихся ощущений, возможность регулирова- ния сенсорной информации: увеличение потока сенсорного воздействия или, наоборот, его сокращение. 3. Личность педагога. Известно, Л. Н. Толстой был ярым противником авторитарного воспитания, подчеркивал необходимость предоставления детям свободы для творческой самореализации и самовыражения. Видел назначение учителя в создании доверительных отношений, атмосферы взаимопонимания, любви и добра, уважительного отношения к личности ребёнка, положил в осно- ву взаимоотношений с детьми дружбу, взаимопонимание и считал, что разные насильственные методы употребляются только вследствие поспешности и не- достатка уважения к человеческой природе. Педагогика Л. Н. Толстого в современной системе дошкольного образова- ния позволяет выстраивать работу с детьми в согласовании ценностями возрас- та, эмоциональным характером приобщения детей к нравственным, социаль- ным, эстетическим и другим ценностям, развивать личность каждого ребёнка с ориентацией на детскую субкультуру, природу детства в целом.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=