Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

60 Н. С. Ежкова ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л. Н. ТОЛСТОГО В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Философские и педагогические взгляды Л. Н. Толстого в ХХI веке служат методологией образования, начиная с дошкольного звена. Мысли всемирно из- вестного писателя о воспитании основанные на любви, вере в безграничные природные дарования детей, на приобщении к культуре, показе красоты окру- жающего мира, силы добра, разума, правды, практической целесообразности знаний не только этап в истории отечественной педагогической мысли, но и тот неисчерпаемый фонд, без которого не состоится полноценное развитие детей, субъект-субъектное взаимодействие педагога с детьми. Остановимся на осново- полагающих педагогических позициях и идеях Л. Н. Толстого и на том, как они реализуются в современной системе дошкольного образования. В статье будут раскрыты три направления: отношение к детству, идеи нравственного воспита- ния через приобщение детей к ценностям и взгляд на личность педагога. 1. Отношение к детству. Серьезное, уважительное отношение к малень- кому человеку пронизывает всю педагогику Л. Н. Толстого. Он много размыш- ляет о невозвратимости детства, отмечая редкую природную даровитость детей, остроту восприятия явлений жизни, внутреннюю сосредоточенность. Великий русский писатель и педагог многократно предупреждал о том, что нельзя пре- уменьшать и недооценивать всю глубину души ребёнка, писал об особом ребя- ческом мире чувств и представлений, отношении к окружающему миру. «Раз- ве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пя- тилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилет- него – страшное расстояние» [1, с. 247]. Сегодня мысли Л. Н. Толстого о до- школьном детстве нашли раскрытие в понятиях «психофизиологические осо- бенности дошкольников», «ценности возраста», «детская субкультура», и др. Понятие возраста раскрывается через описание динамики внутренней психиче- ской жизни в связи с культурологическими и социальными условиями прожи- вания детей. Соглашаясь с тем, что автономной культуры детства нет и быть не может. Мир детства необходимо воспринимать в контексте тех составляющих, которые задают ребёнку взрослые – персонификаторы социального опыта. До- школьный возраст характеризуется с позиции его самоценности, что открываем большие перспективы для обогащения субъектной позиции детей в педагогиче- ском процессе дошкольных организаций, возможности личностного самоут- верждения и самореализации в разных видах деятельности. Ценности дошкольного возраста образуют психологические, психофизио- логические особенности детей, разнообразные проявления детской субкульту- ры. К ценностям возраста, которые ярко прослеживаются в суждениях, поведе- нии и поступках детей дошкольного возраста можно отнести: природную дви- гательную активность детей и эмоциональность, впечатлительность, сказочное

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=