Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

6 терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные или целевые приоритеты обобщенно выражают важнейшие идеалы, ценностные смыслы жизни людей, такие как ценность человеческой жизни, межличностные отно- шения, веру и волю людей. Обращение к творчеству Л. Толстого позволяет ис- следовать механизмы мудрого самосохранения социальной ценности любви как социогносеологических корней духовной безопасности человека. Как считает С. Франк: «...преодоление земного, корыстной испорченной природы человека возможно только в отношении себя самого, другому же мы можем помочь идти по этому пути только одним способом – дать ему почувствовать любовь ... вой- дя в некое химическое соединение между собой, порождают нечто новое, более возвышенное – самоотверженную любовь. Путь самоотверженной любви ока- зывается... единственно верным и плодотворным путем борьбы со злом и побе- ды над злом» [7, c. 78]. Действительно, если Э. Фромм замечал, что все челове- ческие беды и распри непосредственно связаны с эгоистичной настроенно- стью человека по отношению к миру, то В. С. Соловьёв утверждал, что имен- но в любви скрыт тот механизм, за счёт которого происходит разрушение «эго». Это происходит вследствие того, что любя, мы ставим в центр нашего существования другого человека. Философ отмечает, что не всякая любовь одинаково подрывает темную основу эгоизма. Как отмечает Соловьев: «...чтобы не угаснуть первому импульсу, любовь требует равноценного парт- нера, равноценную личность» [1, c. 250]. По мнению В. С. Соловьева, только в христианстве личность может найти свое позитивное утверждение: «Поло- жительное утверждение своего безусловного значения личность находит в христианстве, как в откровении совершенного Лица – богочеловека-Христа и обетах совершенного общества – Царства Божия. Задача христианской исто- рии мудрости составляла и составляет воспитание человечества для перерож- дения его в совершенное общество, в котором каждая личность находит свое положительное обращение или действительное обращение своего безусловно- го значения ...» [1, c. 251]. Таким образом, если один человек содержит в себе высокоэтическую лю- бовь, построенную на добродетели как благородном достоинстве, уважении, то возникает доверие к другому лицу, освобождающее от подозрений и ревности. Такое доверие вполне свидетельствует о том, что любовь стала моментом исти- ны во взаимоотношении людей. Литература 1. Соловьев, В. С. Любовь / В. С. Соловьев // Философский словарь Вла- димира Соловьёва. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 512 с. 2. Толстой, Л. Н. Благо любви / Л. Н/ Толстой // ПСС: В 90 т. – М.: Худож. лит., 1956. – Т. 37. – С. 363–366. 3. Толстой, Л. Н. Дневники / Л. Н. Толстой // ПСС: В 90 т. – М.: Худож. лит., 1937–1954. – Т. 46–58.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=