Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

59 В процессе рассмотрения рассказов из «Азбуки» (а потом и «Новой Азбу- ки») ребенок имел возможность усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте и роли человека в мире, о его целях и стремлениях, убеждаться в истин- ности различных нравственных решений, пoлучать опыт нравственной оценки. В своей «Азбуке» Лев Николаевич последовательно проводил идею нравст- венного роста и совершенствования человека, стремления к определенному нравственному идеалу, который всегда связывается с торжеством долга, добра, справедливости, взаимопомощи, дружбы и т. п. Эти понятия, ценности начина- ют формироваться как через показ положительных примеров, так и с помощью рассказов, раскрывающих отрицательные качества и проявления людей. «Азбука» объединяла исследовательский и художественный замысел всей жизни писателя, занимала важнейшее место в переходе от детской педагогики к учению о человеке духовном и нравственном, позволила ему однажды заме- тить, что «после нее он может спокойно умереть» [3]. Несмoтря на то, что «Азбука» была издана в позапрошлом веке, она до сих пор является aктуaльной, так как несет в себе значительное нравственно- духовное содержание. Над рассказами, загадками, пословицами, представлен- ные Львом Николаевичем в книге, можно и нужно рассуждать и современным детям, произведения очень интересные и познавательные. Некоторый материал, представленный Л. Н. Толстым в «Азбуке», используется до сих пор в учебни- ках начальной школы и пятых классов. Таким образом, педагогические идеи Льва Николаевича Толстого помогают решать проблему воспитания учащихся и служат многим поколениям педагогов, воспитателей и родителей. Литература 1. Духовно-нравственные основы рассказов «Азбуки» Л. Н. Толстой [Элект- ронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.jeducation.ru/5_2007/97.html 2. Духовно-нравственное воспитание в контексте творчества Л. Н. Толсто- го: «Азбука» 1872 г. и «Новая азбука» 1874–1875 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.bogoslov.ru/text/1448259.html 3. Азбука А. Н. Толстого / Сост. И. А. Трухачева. – М., 2009. 4. Педагогические идеи сказок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.vash-psiholog.info/volkovg/etnopedagogika/5102-2010-10-11-10- 03-47.html

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=