Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
58 С точки зрения Л. Н. Толстого, важным в духовно-нравственном формиро- вании ребенка является развитие культуры чувств, что формирует духовный стержень личности. Ориентируясь на классификацию нравственных ценностей, исследователи сходятся во мнении, что рассказы «Азбуки» Льва Николаевича можно распре- делить следующим образом: 1. К первой группе относятся рассказы, связанные с чувствoм долга, справедливости («Волк съел овцу», «Лев и мышь», «Лошадь и конюх», «Ученый сын»). 2. Вторая группа объединяет рассказы, в которых рассматриваются поня- тия совести, стыда, ответственности за свои поступки, мысли («Была одна сильная, злая собака», «Лгун», «Осел и лошадь», «Галка и голуби», «Собака, петух и лисица», «Стрекоза и муравьи», «Волк и старуха»). 3. К третьей группе относятся рассказы, связанные с мыслью «непротивле- ния злу насилием» («Один раз два мужика», «Камень»). 4. Четвертая группа связана с рассказами, в которых присутствует идея – противоречия, хаос и несчастья, которые порождает человек своим неразумным поведением («Внизу жил бедный сапожник», «Мать отдавала дочь замуж», «Два человека на улице», «Обезьяна», «Oвцы ходили под лесом », «Хозяин хо- тел вывести в своем огороде репейники», «Голова и хвост змеи», «Хорек», «Тонкие нитки», «Дележ наследства», «Курица и золотые яйца», «Черепаха и орел», «Слепой и глухой»). 5. К пятой группе можно отнести рассказы, в которых рассматриваются поня- тия «Вера – Любовь – Дoбрo – Благо – Красота» («Как к бедному мужику в дом пришел жалкий нищий», «Муравей и голубка», «Подкидыш», «Липунюшка»). 6. Шестая группа рассказов связана с научно-популярной тематикой: истoрические («Ермак», «Основание Рима»), естественнонаучные темы («Отче- го бывает ветер?», «Для чего ветер?», «Тепло I» (II, III), «Газы»), географиче- ские («Колумб») [3], [4]. Лев Николаевич отмечает, что, только раскрыв и утвердив в детях основ- ные нравственные понятия (чувство справедливости, долга и т. д.), сделав их обязательным внутренним стержнем личности, можно говорить о задатках нравственных качеств человека. Писатель не сомневается в том, что от самого человека зависит следование своим эгоистическим стремлениям или отречение от них во имя того, что внут- ренний голос диктует как нравственный долг. «Стоит употребить усилия, и мо- жет быть достигнута победа над собой, то высшее выражение свободы челове- ка», каким является для Толстого самопожертвование. Лев Николаевич писал Софье Андреевне: «...я думаю, что первое условие хорошего воспитания есть то, чтобы ребенок знал, что все, чем он пользуется, не спадет готовым с неба, а есть произведение труда чужих людей. ...Поверь мне, Соня, что без этого условия нет никакой возможности нравственного вос- питания, христианского воспитания, создания того, что все люди братья и рав- ны между собой» [2].
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=