Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

57 Н. И. Ешкина ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л. Н. ТОЛСТОГО НА СТРАНИЦАХ «АЗБУКИ» Значительным событием в педагогике стало издание «Азбуки» Льва Ни- колаевича Толстого. Она в значительной мере оправдала надежды нашего зем- ляка. А между тем многим современникам казалось, что «начальное обучение - дело недостойное таланта великого автора». Сoвременники не сразу оценили роль и значение нового педагогического труда. Однако Лев Николаевич был убежден, что с самого первого момента обучения начинается духовное развитие ребенка. Важным становится получение радости от учения, возникновение бескорыстного интерес к познавательной деятельности, становление устойчи- вой системы ценностей, где прерогатива отдается духовным ценностям в про- тивовес материальным благам – все это во многом зависит от первых шагов ребенка в мир знания. И школа в становлении духовного мира ребенка занима- ет одну из ведущих ролей. Именно эту приоритетную задачу – более важную, чем сообщение некой суммы знаний – Лев Николаевич Толстой и стремился решать своей «Азбукой». Первое издание «Азбуки» Л. Н. Толстого вышло в свет 13 ноября 1872 го- да. В нем были представлены сказки, басни, былины, пословицы, поговорки. Втoрое издание под названием «Новая азбука» вышло спустя три года. Немного позже появились четыре тома «Русских книг для чтения». Всего Львом Николаевичем было написано для детей 629 произведений различ- ных жанров – это рассказы, очерки, были, сказки, басни и другие произве- дения [1, 2]. «Азбука» Л. Н. Толстого является воплощением его духовно-нравствен- ного учения о человеке, воспитательный потенциал которой использовался в образовательном процессе в недостаточной степени. Между тем, именно его при изучении литературы ставил во главу угла Лев Николаевич: «Цемент, кото- рый связывает всякое художественное произведение в одно целое и от этого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету» [1]. «Азбука» Льва Николаевича содержит большое количество пословиц и по- говорок. Часть из них представляют замечательный материал для духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, а многие из них не поте- ряли свою актуальность и сейчас. Например, следующие: «Не рoй другому яму, сам упадешь», «Люби взять, люби и дать» и ряд других. Oсобое место в «Азбуке» занимают рассказы, содержащие глубокую мо- ральную основу. Их «моральный урок» непосредственно вытекает из самого повествования. Ключевое значение при этом имеет смысл рассказов, которые приводят ребенка к нравственной самооценке: переживание ситуаций, по мне- нию Льва Николаевича, дает возможность закрепления правильной самооценки и препятствует совершению безнравственных поступков.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=