Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
56 межнационального, межэтнического диалога. Художественное воспитание спо- собно выступить в качестве ключевого механизма развития мировоззрения мо- лодежи, являясь интегрирующим средством, оказывающим на личность цело- стное гуманистическое влияние. Когнитивной же особенностью современного молодого человека должно быть ориентация на возможность нелинейного при- нятия решений, которая обеспечила бы дальнейшее утверждение идеалов твор- чества в образовательном процессе, направленном на подготовку подрастаю- щего поколения как активных субъектов динамичного глобального общества XXI века. Гуманитаризация образования и художественное воспитание моло- дёжи должно быть направлено на утверждение развитых эстетических чувств, благодаря которым человек может воспринимать прекрасное в окружающей его действительности и различных формах искусства, обеспечивая его полноцен- ную духовную жизнь. С другой стороны, эстетические чувства должны быть специфическим образом представлены в учебном процессе, чтобы способство- вать утверждению эстетических идеалов и активизации познавательных воз- можностей учащихся, развивая основы критического мышления и воображе- ния, расширяя горизонты художественных интересов и обеспечивая при этом наличие продуктивной связи с современной социальной действительностью. Анализируя особенности гуманистического воспитания в современном обществе, следует подчеркнуть, что в условиях сложной социокультурной ди- намики в начале тысячелетия шедевры художественных произведений Л. Толс- того всё больше приобретают статус эффективного инструмента поиска про- дуктивных путей решения противоречий современной социальной практики. С одной стороны, художественные произведения «уводят» человека от повсе- дневности, в мир переживания сложных (иногда нереальных) экзистенциально- психологических состояний, с другой – предлагают сценарии разрешения про- тиворечий и выхода из стрессовых ситуаций. Художественный мир снимает не- благоприятные проявления мыслительной активности при таких экстремальных действиях как углубление «в себя», снижение субъективной значимости кон- тактов с реальным миром, однако, втягивая эмоционально человека в решение различных ситуаций, искусство держит человека в контакте с действительно- стью, активизирует влияние реальной среды на его поведение. Литература 1. Бондаревская, Е. В. Антикризисная направленность современного вос- питания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 2007. – № 3. – С. 3−14. 2. Киященко, Н. И. Кризис эстетики или тоска по эстетическому: Диалог эстетика и культуролога [Электронный ресурс] / Н. И. Киященко, Е. Н. Шапин- ская.– Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/krizis-estetiki-ili-toska-po- esteticheskomu-dialog-estetika-i-kulturologa. 3. Толстой, Л. Н. Верьте себе (Обращение к юношеству) / Л. Н. Толстой // Полн. собр. соч.: В 90 т. – М.: Худож. лит., 1956. – Т. 37. – С. 63–67.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=