Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

55 ложительного эмоционального отношения к знаниям и к общечеловеческим и национальным ценностям. На основе такого взаимодействия складывается сис- тема обучения без принуждения, обучения как реализации собственного жела- ния, обучения как удовольствия, что способствует самообразованию, саморазви- тию, формированию национального сознания; индивидуализация воспитатель- ного процесса выступает как переориентация с непосредственно коллективного воздействия на сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; инте- грация традиционных и инновационных форм воспитательной работы, гармони- зация семейного и общественного воспитания, объединение и координация вос- питательных усилий семьи и учебных заведений; формирование творческой ак- тивности, самодеятельности, потенциала для самовоспитания [1, с. 9]. Литература является катализатором творческих потенций личности, она способна не только менять психическое состояние человека, но и характер, и мотивы его деятельности. Отражая единство бытия, литература способствует целостному восприятию мира. Её воспитательное значение обусловлено психо- логическими особенностями воздействия на человека, преобразованием внеш- них культурных смыслов во внутренние, личностные. Во время ознакомления человека с произведением искусства действуют психологические механизмы эмоционального уподобления, сопереживание. Сегодня часть людей исповедует убежденность, что в связи с доступом к развитым информационным технологиям, человек имеет возможность «извне» оперативно находить ответы на любые вопросы, не уделяя внимания развитию собственного необходимого уровня критического мышления. «Зачем современ- ному человеку, живущему в условиях доступности и избытка информации, по- нимание искусства в его различных формах, знания о культурных ценностях, возможность реализовать себя через художественную деятельность? С точки зрения прагматического общества потребления, не имеет смысла тратить время и усилия на постижение того, что может легко появиться одним нажатием на кнопку компьютера с короткими информативными комментариями» [2, с. 1–2]. Можно выделить несколько ключевых параметров трансформации образо- вания как социального института формирования человека и его способностей в контексте обновления эстетических представлений: априорный принцип це- лесообразности становится основополагающим не только для искусства, но и для мира культуры; воображение становится культуротворческой способнос- тью, сочетая в себе исторические, научные, этнические коннотации и преодоле- вая пропасть между натурализмом и психологизмом классической эстетики, в результате чего развитие «синтетической способности» становится созна- тельным усилием образования, так же как формирование ума, памяти и воли; игра имеет дидактическое значение, становится способом представления и по- знания культуры в целом. Приобщение к художественному миру Л. Толстого способствует реализации духовно-эстетических, культурно-просветительских, информационно-художественных и социально-функциональных потребностей образованного человека, влияет на формирование пространства культурной жизни, способствует культивированию успешных форм межкультурного,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=