Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

54 М. В. Бейлин ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л. ТОЛСТОГО КАК КУЛЬТУРНЫЕ МАРКЕРЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Окружающая человека в XXI в. социальная действительность приобретает сложный, непредсказуемый характер; активное взаимодействие с ней требует оперативного принятия личных решений с опорой на мировоззренческие ориен- тации, отвечающие современному состоянию развития общества: произошли из- менения и в экзистенциальной ситуации человечества, мир характеризуется бес- прецедентным ростом случайности, неустойчивости, динамизма и непредсказуе- мости, в пространстве существования Homo Sapiens создаются все новые и новые зоны риска и неопределенности. Человек стал заложником того, что сам создал. Сегодня для всех образовательных стратегий открытым остается вопрос о том, ка- ким образом можно приобрести «культурный капитал» (термин П. Бурдье) в ус- ловиях кризиса гуманитарного образования и фрагментации культурного про- странства, в котором многочисленные формы художественного освоения мира не находят необходимой философской и мировоззренческой основы, а институцио- нальные формы художественного воспитания часто противоречат многочислен- ным художественным практикам, востребованным в среде подростков и молоде- жи, которые, однако, не определили своего места в социокультурном пространст- ве и не находят выхода своей деятельности в реальной жизни [2, с. 2–3]. В этом контексте трудно переоценить потенциал литературного творчества Л. Н. Толстого, художественный мир произведений которого позволяет челове- ку наряду с эмоциональными переживаниями и рациональным осмыслением сформировать адаптивные возможности для сохранения целостности [3], жиз- нестойкости вопреки влиянию среды. Сформировались программы реагирова- ния, которые предназначены для предотвращения стрессов при возможных су- щественных изменениях среды, которые закономерно присутствуют в сложной социальной динамике современного мира. Сложные социальные процессы гло- бализации, утверждения постмодернистской картины мира и т. д., к сожалению, не находят должного отражения в воспитательном процессе подготовки моло- дёжи к самостоятельной жизни. В данной ситуации именно чтение художест- венной литературы продолжает оставаться актуальным и способствует направ- ленности знаний на самообразование, саморефлексию, самокритику и качест- венную рефлексию самого педагогического процесса и формирование фунда- ментальных принципов, соединяющие обучение и воспитание в единую обра- зовательную систему. Среди таких принципов можно выделить: системность (создание системы воспитания в течение всей жизни, единство воспитания и самовоспитания); непрерывность и преемственность в воспитании, единство логического, исторического, национального и общечеловеческого в воспита- нии, направленность на развитие самосознания, прежде всего национальной; гуманизация и гуманитаризация воспитания; единство обучения и воспитания даёт возможность не только получить знания, но и способствует выработке по-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=