Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

53 словливаются осмысленной и целенаправленной педагогической деятельнос- тью, ориентированной на раскрытие всего лучшего, что заложено в ребенке. Возможно, что в дальнейшем в арсенале его педагогической терминологии появилось бы и словосочетание «педагогическая антропология», ибо педагоги- ческие взгляды Л. Н. Толстого были интегративны, собирательны, в них, говоря современным языком, обобщены и философские, и психологические, и физио- логические, и социологические, и собственно педагогические знания. Антропо- логизм воззрений Л. Н. Толстого, определяется тем, что он рассматривает жизнь ребенка с точки зрения возможности и необходимости воспитания; опи- сывает ценности и нормы и их значение для образования личности; рекоменду- ет способы и условия, которые направлены на изменение ребенка в необходи- мом личностном и социальном направлениях. В настоящее время, когда впервые перед обществом и государством в нормативном документе поставлена задача создать все условия для развития талантов и самореализации человека, эти воззрения Л. Н. Толстого являются как никогда востребованными. Литература 1. Белянин, М. Ю. Художественная антропология позднего Л. Н. Толстого: Автореф. дис. … канд. филол. наук / М. Ю. Белянин. – Липецк, 2007. 2. Гельфонд, М. Л. Антропология Л. Н. Толстого [Электронный ресурс] / М. Л. Гельфонд // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2014. – № 2. – Ре- жим доступа: http://cyberleninka.ru› article/n/antropologiya-l.n. tolstogo 3. Некрасов, И. А. Философская антропология Л. Н. Толстого: Автореф. дис. канд. … филос. наук / И. А. Некрасов. – М., 1998. 4. Панкратова, Л. Э. К вопросу о становлении педагогической антрополо- гии / Л. Э. Панкратова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2013. – № 9. – С. 26–33. 5. Педагогическая антропология: Учеб. пособие / Авт.-сост. Б. М. Бим- Бад. – М.: Изд-во УРАО, 1998. 6. Петрунина, Т. А. Философско-антропологические основания российской педагогики XIX – начала XX в.: Автореф. дис. … д-ра филос. наук / Т. А. Пет- рунина. – Екатеринбург, 2004. 7. Полани, М. Личностное знание. На пути посткритической философии: [Электронный ресурс] / М. Полани // Режим доступа: http://temkin76.ucoz.ru/ISTOCHNIK/Polani_Lichnostno-znanie.pdf 8. Толстой, Л. Н. Детство. Отрочество. Юность / Л. Н. Толстой // Собр. соч.: В 20 т. – М., 1960. – Т. 1. 9. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Кудрявая. – М., 1989.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=