Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
52 два начала: животное (телесное) и разумное (духовное). Как телесное существо человек несвободен, удовлетворив одну потребность, сразу хочет удовлетво- рить следующую, и так до бесконечности, т. е. оказывается в плену собствен- ных телесных потребностей. И только как духовное существо человек свобо- ден, эта свобода в выборе получена от Бога. Если человек свободное существо, значит, и педагогика должна быть свободной» [4]. Мы разделяем позицию, ученых которые особое внимание уделяют роли религиозных взглядов Льва Николаевича на развитие его понимания процессов образования человека: «представления Л. Н. Толстого о человеке и смысле его жизни основываются на христианской антропологии, на тех идеях о человеке, которые присущи христианской религии. Писатель видит в человеке проти- воречивое единство телесного и духовного. <…> Только стремление к единству с Богом и другими людьми посредством любви и отказа от насилия наполняет жизнь человека истинным, непреходящим смыслом. Эти антропологические идеи лежат в основе педагогической концепции Л. Н. Толстого. Поскольку смысл жизни человека, по мнению Л. Н. Толстого, заключается в его стремле- нии к Богу и к единству со всеми людьми посредством любви, то это является основой педагогической деятельности, в процессе которой взрослые стремятся передать детям то, что позволит им быть счастливыми. Идея воспитания в де- тях стремления к способности к единению с Богом и людьми является осново- полагающей в педагогической концепции Л. Н. Толстого» [6, c. 27–28]. Внимаем к человеку, его внутреннему миру и динамике развития миро- ощущений пронизано все многообразное творчество Л. Н. Толстого. Среди его педагогических сочинений одно вызывает особое отношение – это небольшая статья «Общие замечания для учителя». Несмотря на ее краткость, в ней со- средоточены все основные педагогические идеи и взгляды Льва Николаевича. Данную работу по богатству мыслей и рекомендаций можно назвать педаго- гической энциклопедией для учителя. «Для того, чтобы ученик учился хоро- шо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно: 1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и и занимательно и 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях», – эти слова должны быть выписаны золотыми буквами в каждом классе отечественной школы и аудиториях педагогических вузов, как и другие дидактические рекоменда- ции автора [9, c. 289]. В рамках доклада нет возможности процитировать весь текст этих педагогических заметок, но завершающие строки приведу: «Если учитель имеет только любовь к детям, он будет хороший учитель. Если учи- тель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учи- теля, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель» [9, с. 292]. Думается, что если бы Лев Николаевич не прервал свою педагогическую деятельность и ее рефлексию, то, как и в своем художественном творчестве, он все свое внимание уделил бы развитию человека на всех его жизненных этапах, анализируя жизненные (средовые) условия и те обстоятельства, которые обу-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=