Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

51 жизни» и в связи с этим задаются вопросом «Кто ты такой?» [8, с. 315]. И хотя Л. Н. Толстой не употреблял термина антропология, его взгляды на педагогику и ее задачи пронизывает именно мысль, позже отраженная в словах К.Д. Ушин- ского «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». В своей статье «О задачах педагогии» автор подчеркивает, что «человек развивается сам под бессознательным влиянием людей и всего существующего, и человек развивается под сознательным влиянием других людей» [9, с. 37]. Говоря о том, что педагогика в основном изучает сознательное развитие чело- века, Лев Николаевич считал, что задача педагогики искать педагогический смысл в каждом жизненном условии, в каждой жизненной ситуации. Именно это позволяет педагогу стимулировать развитие ребенка. Отмечая, что каждое условие жизни может иметь педагогическую направленность, почерпнутую из опыта образования человека старшими поколениями, он писал: «И не потому я найду их ( общие правила образования, дополнено мною А. О.) у мужиков, а не у философа, что мужик умнее философа, но потому, что отношение ребенка к педагогической деятельности жизни совершенно свободны, и из бесчисленно- го множества действий только те принимают педагогический характер, которые свойственны восприятию ребенка, и действия и приемы эти веками действуют одинаково неотразимо на поколения. Действуют всесторонне, как сама жизнь. Педагогия сосредоточивается здесь не так как в сознательной – на одних прие- мах, – здесь такие же важные силы: жилище, достаток, пища, работы, домаш- ние животные и т. д.» [9, c. 37–38]. Здесь высказаны важные мысли, не поте- рявшие своей значимости и сегодня, во-первых, о значительной роли среды в воспитании ребенка, а во-вторых, о роли латентного педагогического знания, возникающего из опыта человеческой деятельности по воспитанию подрас- тающих поколений. О месте этого знания, названного исследователями лич- ностным, достаточно подробно написал М. Полани в своей монографии «Лич- ностное знание. На пути посткритической философии» [7]. Особенно ярко дан- ная позиция Л. Н. Толстого представлена в его статье «Кому у кого учиться пи- сать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Работая вме- сте с детьми над сочинениями, он очень живо воспринимает образный ряд кре- стьянских ребят, основанный на личном жизненном опыте, и потому такой ре- ально-правдивый и художественно реалистичный. Вот это взаимодействие с учениками в поисках «правды красоты и добра» приводит Льва Николаевича к важным педагогическим обобщениям: «Но ребенок живет, каждая сторона его существа стремится к развитию, перегоняя одна другую, и большей частью са- мое движение вперед этих сторон его существа мы принимаем за цель и содей- ствуем только развитию, а не гармонии развития. В этом и заключается вечная ошибка всех педагогических теорий» [9, с. 287]. Исследователи отмечают, что, хотя в работах Л. Н. Толстого нет словосо- четания «педагогическая антропология», она присутствует как в его педагоги- ческих воззрениях, так и в реальной педагогической деятельности. При этом «он исходит из того, что человек существо двойственное, в котором соединены

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=