Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

50 А. А. Орлов АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ Л. Н. ТОЛСТОГО Уникальность педагогического наследия Л. Н. Толстого состоит в том, что к нему можно отнести как его творчество: и художественное, и философ- ское, и публицистическое, и собственно педагогическое, так и педагогическую, и общественную деятельность. Все это проникнуто удивительным чувством человеколюбия, внимания к человеку и глубоким пониманием многообразного мира людей разного возраста и социальной принадлежности. Данное мировосприятие Л. Н. Толстого в многообразной деятельности и дает основания описывать исследователям разные аспекты его антропологических воз- зрений: и философских, и художественных, и педагогических [1; 2; 3; 4]. Развивающийся человек на всех этапах своей жизни – предмет постоянно- го внимания Л. Н. Толстого. Уже первое крупное литературное произведение Льва Николаевича «Детство. Отрочество. Юность» показывает, что перед нами не просто писатель, а мыслитель, исследователь движения человеческой души, мысли и эмоций под влиянием окружающей среды, природной и социальной. Данная трилогия может служить учебным пособием по возрастной психологии и, думается, она во многом определила творческую судьбу Л. Н. Толстого и как писателя, и как педагога, и как религиозного мыслителя. До этой книги ни в ху- дожественной, ни педагогической отечественной литературе не была так об- стоятельно представлена динамика развития человеческой личности на основ- ных этапах формирования личности. Представляет несомненный интерес, что наряду с описанием текущих событий жизни ребенка, подростка и юноши, Л. Н. Толстой не только рассказывает о рефлексии героем повествования этих событий, но и в каждой из частей трилогии выделяет специальную главку для характеристики основных особенностей, присущих каждому возрасту. Детство представлено в основном эмоциональным аспектом мировосприятия: «Вернут- ся ли когда-нибудь та свежесть беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность любви – были единственными побуждениями в жизни?» [8, с. 64]. При описании отро- чества автор акцентирует внимание именно на антропологическом контексте характеристики человека: «Мне кажется, что человеческий ум в каждом от- дельном лице проходит в своем развитии по тому же пути, по которому он раз- вивается и в целых поколениях, что мысли, служившие основанием различных философских теорий, составляют нераздельные части ума; но что каждый от- дельный человек более или менее ясно сознавал их еще прежде, чем знал о су- ществовании философских теорий» [8, с. 184]. Человек растет, развивается и, по мнению Льва Николаевича, в определен- ную пору молодости «после многих ошибок и увлечений каждый человек обыкновенно становится в необходимость деятельного участия в общественной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=