Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

5 порядок в жизненный мир, но и играет такую же роль, как творчество и религия в мировом пространстве. Одна из философских традиций основывается на оп- ределении личностной идентичности в терминах субстанционального «Я» как внутренней самоидентичности существования. От cogito Декарта до разума Просвещения и далее – к трансцендентальному ego Канта и Гуссерля, идентич- ность и личность воспринимаются как нечто субстанциональное, (существен- ное, унитарное, фундаментальное). Другая философская традиция раскрывает несубстанциональность «Я» (Юм), воспринимая личность и её идентичность как экзистенциальный проект, как создание аутентичной индивидуальности (Ницше, Хайдеггер, Сартр). В творческом наследии Льва Толстого нравственность является краеуголь- ным камнем духовности. При этом основой нравственности выступает чувство собственного достоинства человека. Мораль в наиболее общем понимании яв- ляется учением об искусстве направлять действия людей таким образом, чтобы достигать наибольшего счастья. Мораль и разум имеют общий генеалогический корень – это благоразумие, дополненное осознанием внутренней автономии, поскольку индивид воспринимает себя самодостаточно, в определённой степе- ни дистанцируясь от социального опыта и обычаев. Нравственные установки возвышают субъекта над повседневностью, выходя за временные и пространст- венные рамки, побуждая оценивать общественную действительность в целом (системно), а не атомизированно (расщеплённо). В этой связи мораль раскре- пощает человека рефлексивно, побуждает его к социальной значимости, миро- воззренческой структуризации и иерархизации любого типа бытия. Определённый интерес представляет классификация ценностных приори- тетов в духовной основе мудрости: каждый субъект должен априори призна- вать другими право жить, мыслить, действовать в соответствии с их ориенти- рами. Это право всех субъектов считается приоритетным, если оно использует- ся как предельное нормативное основание сознания и поведения. При этом ап- риорность заключается в том, что предпосылкой потенциальной возможности воплощения различных ориентиров выступают определённые общие условия, а детерминация сохранения этих условий фиксируется в первичных общезначи- мых ценностях. На разных этапах жизни общества и в силу разных обстоя- тельств, когда человек с годами становится мудрее, его экзистенциальные пе- реживания трансформируются в другие формы: чувство любви к близким, род- ным людям, родному краю наполняется благоразумием, учтивостью, толерант- ностью. Именно такой человек появляется целостной творческой личностью, олицетворяет собой духовный капитал мудрости. При этом происходит переос- мысление самоценности своего существования как такового: человек утвержда- ется в вере и становится более рассудительным. Жизнь предыдущих поколений людей, их жизненная энергия воплощены в сознании следующих поколений, в духовной и материальной культуре общества, его жизненном опыте как про- водника исторического опыта человечества. С точки зрения социокультурного содержания духовных приоритетов, фундаментальным основанием для их классификации является разграничение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=