Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
46 Н. Л. Богомазова, Г. В. Валеева ВЛИЯНИЕ ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Диалог Востока и Запада представляет собой глобальный культурный про- цесс возрождения человечества и культуры Запада в целом, стимул к восста- новлению единства расколотого человечества, – это задача созидания совер- шенного человека и формирование гуманистического мирового сообщества. Процесс формирования международных отношений России в современном историческом контексте предполагает установление многочисленных полити- ческих, экономических, социальных и культурных связей со странами иного культурного ареала. Политика дипломатии в области межкультурного диалога предполагает эффективное развитие всех сторон современного российского общества, которая в первую очередь зависит от умения воспринимать иные культурные традиции и сформированности толерантности. Важным критерием является возникновение на мировой сцене кардиналь- но нового сообщества, включающего в себя страны разных материков – БРИКС (Россия, Китай, Бразилия, Индия, Южно-Африканская Республика) – пространст- во толерантности, консенсуса в области современных проблем человечества. Основным из этапов, ориентированных на формирование взаимоотноше- ний данного объединения, являются программы по исследованию культурного наследия, под эгидой региональной общественной организации «БРИКС. Мир Традиций». Марафон миросозидательных программ охватил 12 регионов Рос- сии: в Индии, в 2016 году, проходило мероприятие «Великий нравственный путь. Великие миротворцы Лев Толстой и Махатма Ганди»; в китайской про- винции Шаньдун, на родине Конфуция, в ноябре 2017 года, – «Один пояс – один путь. Дружба. Доверие. Согласие». Центром проекта, посвященного 60-летию Общества российско-китайской дружбы, стал год рождения великого философа – Цюйфу, мероприятие было нацелено на изучение влияния филосо- фии Востока, в частности культурных традиций Китая и философии конфуци- анства, на мировоззрение великого русского гения, мыслителя и философа, Льва Николаевича Толстого. Знакомство Льва Толстого с Китаем началось в возрасте 27 лет, когда в 1855 году он получил приглашение обучать китайскую армию, оставшись в живых после нескольких значительных сражений, Толстой был удостоен ор- дена «За храбрость». Формирование духовного интереса к китайской философской мысли у Льва Николаевича произошло в более зрелые годы: мыслитель исследовал ис- токи древнего китайского фольклора – основу культуры Китая и канонические литературные труды («Лунь-юй» («Беседы и суждения») Конфуция), пытаясь приблизить для русского читателя философскую мудрость Китая. В конце XIX века, Л. Н. Толстой увлекся мудростью Лао-Цзы. В философ- ско-религиозных концепциях Конфуция, Лао-Цзы, Мэн-Цзы и Мо Ди, Толстой
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=