Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
44 неприятие, осуждение и борьба с ним. Толстой, обращаясь к учению Христа, деяниями которого на земле были противодействия злу в различных его прояв- лениях, передает Его заповедь о непротивлении следующим образом: «Я же вам говорю, не защищайтесь от зла, тогда вы достигнете справедливости» [6], тем самым, призывает к необходимости борьбы со злом. Однако, мыслитель отмечает, что противодействие злому необходимо перенести во внутренний мир человека и осуществлять его определенными средствами. Такими средст- вами Толстой называет любовь и разум, поскольку: насилие несовместимо с нравственностью и разумом, а позитивная сила любви априори ведет к непро- тивлению, так как насилие есть противоположность любви. Толстой уверен, что на всякое проявление зла и враждебное действие, не- обходимо отвечать пассивным протестом, непротивлением и тогда зло иссяк- нет. Он считает, что применение насилия по отношению к ближнему, которого согласно заповеди Христа необходимо любить, лишает человека душевного комфорта. И наоборот, подчинение насилию лишь укрепляет внутреннее созна- ние собственной нравственной высоты. Таким образом, непротивление являет- ся не только отказом от насилия, но и имеет позитивный нравственный смысл, поскольку «означает признание изначальной, безусловной святости человече- ской жизни… Отказ от насилия переводит конфликт в ту единственную сферу, сферу духа, где он только и может получить конструктивное решение – быть преодолен во взаимном согласии» [1]. По устоявшемуся пониманию противиться можно только злу. Однако, в понимании Толстого зло неопределенно и безлично. Для мыслителя зла как такового нет, а есть «явление ценностно неопределенной природы, противление которому создает видимость зла» [2]. Поэтому, не следует защищаться, отве- чать на кажущееся зло насилием, которое впоследствии станет истинным по- рождением зла. Принцип непротивления находит свое продолжение и практи- ческое воплощение в принципе неделания, под которым понимается «воздер- жание от страстей, лишних слов, злых мыслей и поступков в сочетании с на- правленными на это усилиями сознания человека» [2]. Соблюдение данного принципа становится не только предпосылкой для последующего делания доб- ра, но и способствует нравственному совершенствованию личности человека. Таким образом, в религиозно-нравственном учении Л. Н. Толстого понятия добро и зло предстают абстрактными категориями. Зло, по мнению мыслителя, имеет безличное начало и рассматривается как препятствие, коренящееся в жи- вотной природе человека, которое необходимо устранить. Добро, есть любовь, возведенная Христом до высшего закона жизни, суть которого заключается в том, что: «в любви и через любовь в человеке открывается божественное на- чало» [1]. Отметим, что всеобщая любовь, а соответственно, и истинно нравст- венная жизнь, могут быть достигнуты человеком через духовное совершенст- вование, непротивление и неделание зла. Из этого следует, что добро в челове- ке сосредоточено в его устремленности к нравственному идеалу – к высшему закону жизни, суть которого наиболее полно выражена в заповедях Христа. Центральной заповедью Толстой считал «Не противься злу». Согласно мысли-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=