Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
43 Н. Л. Богомазова, Г. В. Валеева ДОБРО И ЗЛО В РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННОМ УЧЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого – целостная система взгля- дов мыслителя, в которой раскрываются такие смысложизненные вопросы и кате- гории как: понимание Бога, вера, душа, любовь, смыл жизни, свобода, нравствен- ное совершенствование человека, соотношение добра и зла и т. д. К проблеме добра и зла Толстой подходит через понимание Бога, который понимается им как неопределенное начало духа, живущее в каждом человеке и предписывающее поступать нравственно, творить добро и избегать зла. Мыс- литель отмечает: «Бога, духовное начало жизни, мы знаем только потому, что знаем его в себе и в других людях… Почитание бога в себе состоит в представ- лении себе и держании перед собой образа высшего совершенства добра и в стремлении к наибольшему в своей жизни приближению к этому совер- шенству» [3]. Таким образом, добро изначально заложено в человеке и если он творит зло, то только по незнанию закона Добра, установленного Богом. Добро Толстой отождествляет с разумным, которое всегда хранится в че- ловеке и ведет к счастью и благополучной жизни. Зло же, заключается в отсут- ствии такого выходящего за рамки повседневной жизни понимания разумности. Зло – все то, что разрушает благополучие и жизнь человека в целом. Мысли- тель заключает: «то, что мы считаем для себя злом, есть большею частью не понятое еще нами добро» [4]. Понимание добра ведет в невозможности появле- ния зла. Однако, для этого необходимо отрицание представлений о разумности повседневной жизни человека, в которой он стремиться лишь к личному благу, выступающему как «желание обладания вещами, и является тем корнем наси- лия, которое провоцируется вещным, природным бытием, ибо человек вынуж- ден постоянно удовлетворять свою страсть обладания, чтобы подкреплять этим иллюзию достижения личного блага» [2]. Исходя из этого, Толстой призывает к осуществлению добра и обличению зла в жизни человека. Для достижения данной цели, он предлагает принцип непротивления злу насилием. Л. Н. Толстой полагает, что жизнь человека наполняется нравственным смыслом лишь тогда, когда подчиняется закону любви, понимаемому как нена- силие. Отметим, что принцип любви – один из основополагающих в религиоз- но-нравственном учении Толстого, который мыслится им как «сила жизни» и «правило для исполнения всех правил». Принцип любви у Толстого имеет всеобщую божественную природу, преломляющуюся в каждом отдельном че- ловеке. Именно благодаря любви «исходит благодать и добро, возникает само- пожертвование и самоотречение от собственных благ, взамен которых человек получает радость и счастье» [5]. Из принципа любви исходит принцип непротивления, основным постула- том которого является: «Не отвечать злом на зло, не противиться злу насили- ем» [1]. Однако, непротивление означает не примирение со злом, а скорее его
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=