Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

4 Л. М. Газнюк ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМА ДУХОВНОГО КАПИТАЛА МУДРОСТИ ЛЬВА ТОЛСТОГО Решение проблемы духовного капитала человека-творца является необхо- димым условием философского постижения его гуманной природы. Именно духовный капитал мудрого человека становится особенно актуальным в пере- ломные эпохи, когда в условиях нестабильности социальных процессов исчер- пывают себя устоявшиеся принципы человеческой жизнедеятельности. Пере- осмысление человеческого бытия на материале литературного творчества Л. Толстого в новом историческом контексте возникает как насущная проблема современной цивилизации, в которой происходят трансформации духовных феноменов. В таких условиях возникает потребность в системной выработке методологически взвешенного социально-философского анализа феноменоло- гии мудрости великого писателя, которая позволяет переосмысливать её мен- тально-ценностный континуум в современном социуме. Проблема воспитания личности раскрывается Л. Толстым в его романах, рассказах, дневниках и письмах. Заслугой писателя и философа является, преж- де всего, обоснование принципов гуманизма в творчестве личности, поскольку это составляет субстанциональную основу идеи народности. Образ благород- ной конституции личности как проявление субстанционной интеллигентности является идеалом конкретного общества. Субстанция духовного ресурса обще- ства довольно противоречива, поскольку в ней прослеживаются два равнознач- ных по воздействию, но противоположных по своему содержанию процесса. С одной стороны, наблюдается формирование прослойки высокообразованного, духовно развитого населения, а с другой – наглядно имеются признаки духов- ного кризиса, деградации и регресса. Созданный писателем мир предстаёт противоречивой площадкой для про- явления духовного мужества, а человек мыслящий обладает развитой способ- ностью к философской рефлексии, поскольку руководствуется собственной во- лей. Утверждение мудрой жизненной позиции возможно лишь при условии здравого смысла и творческого подхода, свободного от догматизма, схоласти- ки, бессистемного изучения общих положений или «абсолютной» правды. При этом духовный ресурс личности и общества – это развитие необходимых живо- творных сил, в которых эфирным наполнением субстанции является духовное здоровье и внутренняя гармония. Развивая понимание здоровья как духовно- ценностной характеристики развития человека, необходимо выделить в струк- туре духовного здоровья такие важные составляющие как: интеллектуальная, эмоциональная, личностная и социальная. Активизацию этих составляющих духовного здоровья, направленных на утверждение мудрости людей, можно частично объяснить гносеологической функцией идентификации: человеку не- обходимо определить свою самобытность, поскольку это гармонизирует чело- веческое бытие и делает его более надежным. Идентичность не только вносит

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=