Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

39 М. В. Панкратова ЛЕВ ТОЛСТОЙ КАК ЛИЧНОСТЬ Личность Л. Н. Толстого настолько масштабная и значительная, что даже спустя годы продолжает будоражить сознание и поглощать собою образ иссле- дователя. Приступать к статье о гении совсем не просто: постоянно возрастает неуверенность в правильности собственных умозаключений, в верности трак- товок. Толстой − это, прежде всего, великий писатель и не менее великий мыс- литель, предвосхитивший свое время, единственный, о мировоззрении которого размышляют ученые, философы, педагоги, религиоведы наравне с исследова- нием творческого наследия. Много ли имен насчитывает русская литература в своей кладовой, равных по степени таланта и масштабности личности гра- фу Толстому? Это человек, постоянно находящийся в пути, идущий к осознанию смысла жизни, к Богу такими стремительными темпами, что вряд ли кто осмелится к нему приблизиться. Человек, решивший уйти от привычной жизни в Ясной Поляне и в 82 года начать всё заново. Это особый этап, представляемый био- графами как «уход и смерть Л. Н. Толстого». В этом решении тоже проявляется уникальность личности писателя, неиссякаемая энергия жизни и идея непре- рывного пути. Ученые до сих пор спорят о том, были ли у идей Толстого по- следователи, например, среди собственных детей, ближайшего окружения и просто среди почитателей таланта. Конечно, были, но следовать пути, единст- венно верному лишь для самого Льва Николаевича, было нелегко, и такая по- пытка была обречена на провал. Идеи Л. Н. Толстого не теряют своей остроты и в настоящее время: разде- ление понятия религии (и церкви) и веры, критическое отношение к идее про- гресса, собственное религиозно-нравственное учение как показатель прогресса, пантеистичность религии, принцип непротивления злу насилием. И каждый на- ходит в этих идеях что-то близкое лично ему. Лев Николаевич в сознании большинства людей укоренился в образе муд- рого старца, проповедника, которому открылись законы бытия. Однако сам пи- сатель не был согласен со многими приписываемыми ему заслугами и хвалеб- ными речами в своей адрес. «Мне дают всякого рода лестные эпитеты: гения, реформатора, великого человека и т. д., − писал Л. Н. Толстой, − и в то же вре- мя не признают за мной самого простого здравого смысла. <...> Это странное противоречие проистекает из того, что мои критики не хотят, при суждении обо мне, отказаться от своей точки зрения и стать на мою, которая, однако, чрезвы- чайно проста. <...> Я не реформатор, не философ, не апостол, но самое меньшее из достоинств, которое я могу себе приписать и приписываю, это логичность и последовательность. <...> Я не могу не быть последовательным и логичным, так как делая то, что я делаю, я преследую определенную и ясную цель − пи- таться духовно. Не делая того, что я делаю, я обрекал бы себя на духовную смерть» [1, с. 16–17].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=