Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

37 рассказа. Так, друг писателя, издатель В. Г. Чертков отмечал, что при прочте- нии данного произведения «невольно возникает симпатия к Афанасию, кото- рый на случайно найденные деньги стал творить добрые дела, а истратив все, ушел из города в той же старой одежде» [там же, с. 524], при этом ничего не взяв для себя. Поэтому финал рассказа, в котором ангел открывает герою не- достойность его поступка, тем, что он поддался соблазну дьявола, вместо того, чтобы служить людям и богу только трудом, несколько полемичен. Такая концов- ка была связана с тем, что писатель считал, что «всякое богатство грешно» [там же, с. 126], в том числе и то, которое приобретается даже ради других людей. Л. Н. Толстой считал, что человеку нужно заботиться в первую очередь «не об увеличении своего имущества, а об увеличении в себе любви» [там же, с. 134]. Рассказ писателя «Как чертенок краюшку выкупал» стал переложением двух легенд о винокурении, которые А. Н. Афанасьев, известный русский исто- рик и собиратель фольклора, привел в своем сборнике «Народные русские ле- генды». Сам А. Н. Афанасьев отмечал, что пьянство в народных легендах и стихах строго осуждается, рассматривается, как порок, затемняющий рассудок человеку и таким образом «вызывает его на всевозможные грехи и преступле- ния» [там же, с. 531]. Л. Н. Толстой в свою очередь взял за основу два варианта этой легенды и значительно их переработал, особенно в языковом плане. Этот рас- сказ отличается от других народных рассказов писателя именно подчеркнуто жи- вым разговорным языком. Сказочные элементы этого произведения прослежива- ются введением в канву повествования дьявола и черта, а также его вневременно- стью, так как в истории не подчеркнута хронология событий. Писатель таким об- разом хотел показать актуальность такого сюжета для любого времени. Главный замысел рассказа состоял в том, чтобы показать, как важно довольствоваться ма- лым в своей жизни, не требовать ничего большего, ведь именно грех корыстолю- бия, по мнению Л. Н. Толстого, а не помощь потусторонних сил делает из просто- го бедного человека, который не пожалел украденной краюшки хлеба, настоящего «зверя», смыслом жизни которого стало только винокурение. Именно поэтому Л. Н. Толстой и переработал финал рассказа именно в такую сторону, где фанта- стичность сюжета заменилась таким «нравственным поучением, взывающим к личной ответственности каждого человека» [там же]. В целом, приемы, выработанные Л. Н. Толстым при создании им народных рассказов, демонстрировали разнообразие писательского стиля мыслителя, ко- торый сумел соединить в них новаторские стилевые формы со своим литера- турным опытом. Именно поэтому эти произведения были весьма неоднородны, их можно назвать рассказами только «из-за сжатого объема, малого количества действующих персонажей, сюжетных линий и мотивов» [9, с. 128]. Одновременно с этим писатель создал не просто новаторские в стилисти- ческом плане работы, а подлинно нравственные поучительные произведения, где стремился воплотить свои взгляды на людские грехи, пороки, соблазны, отобразить свое понимание подлинного блага для каждого человека и одновре- менно выразить, в чем для него заключена вера, и места в ней такой категории как «любовь».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=