Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
36 Писатель считал для себя важным отображение в своих произведениях реальных подлинных, подчас жестоких сторон действительности, что снижало сказочность сюжета даже в тех из них, которые по сюжету можно назвать сказками («Крест- ник», «Сказка об Иване-дураке», «Работник Емельян и пустой барабан»). Беря за основу древние легендарные сюжеты и устные сказания Л. Н. Толстой перерабатывал их сообразно принципам своей философии. Так, он неоднократно подчеркивал нравственную силу человека, живущего «во Христе» [там же]. В целом, религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого достаточно сильно влияло на сюжетные и композиционные особенности народных расска- зов. В таком ключе трактовка мыслителем ключевых этических категорий, ос- мысление влияния грехов, соблазнов и суеверий может считаться «основой по- нимания судеб героев его произведений в плане классификации их грехов- ных страстей (пороков)» [6, с. 13]. Так, среди персонажей его рассказов были и скупцы, и чревоугодники, и лжецы, и воры. И во всех этих произведениях ключевой была идея морального выбора самого человека. Л. Н. Толстой считал, что преодоление греха возможно только путем раскаяния и нравственного со- вершенствования. В книге писателя «Путь жизни» достаточно подробно описана его система грехов, соблазнов и суеверий, которые для мыслителя выступали «основными проводниками зла» [7, с. 168], тем, без чего жизнь человека была бы благом. Л. Н. Толстой считал, что грехи – это в первую очередь «потворство телесным похотям», соблазны он относил к «ложным представлениям человека» об ок- ружающем его мире, а суеверия рассматривал как «ложные учения» [8, с. 76], принятые человеком на веру. Главными грехами, по мысли писателя, были та- кие как чревоугодие, блуд, тунеядство, корыстолюбие, гнев. Все они в той или иной степени воплотились в его произведениях. Так, в частности, грех коры- столюбия отразился в таких рассказах писателя как «Два брата и золото», «Сказка об Иване-дураке», «Как чертенок краюшку выкупал». «Два брата и золото» были переложением писателем древней легенды «Повесть святого Феодора, епископа Едесского». Л. Н. Толстой взял за основу данную легенду из-за ключевой ее идеи, а именно отрицания богатства, но пе- реработал ее в русле своих нравственных предпочтений. Легендарность сюжета мыслитель сохранил, поместив своих героев в «давнишние времена недалеко от Иерусалима» [1, с. 254], тем самым подчеркивая некую сказочность, былин- ность, и одновременно нереальность этой истории, где к двум братьям по вы- ходным дням «сходил и благословлял их» [там же, с. 254] ангел, и совершенно случайно на дороге перед ними оказывается целая куча золота. В этом рассказе Л. Н. Толстой поставил перед своими персонажами, двумя братьями, проблему морального выбора, стоит ли поддаться искушению золотом и взять эти деньги или нет. Младший брат в прямом смысле «убегает» от такого соблазна, тогда как старший, Афанасий, удивляется такому поступку брата, считая, что «в зо- лоте греха нет» [1, с. 255], что грех заключен в самом человеке, который не умеет разумно им пользоваться, во благо других людей. Именно такой неодно- значный поступок героя вызывал противоречивый отклик у читателей этого
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=