Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

30 Н. И. Илиев ОТРАЖЕНИЕ ДЕТСКОГО ВОСПРИЯТИЯ СМЕРТИ В ТЕКСТЕ РОМАНА И. С. ШМЕЛЕВА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ» И ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО» Изображение в художественном тексте внутреннего мира ребенка со всей его полнотой и разнообразностью чувств и эмоций всегда представляло собой особенное искусство, требующее от автора чуткости и умения обратиться к своему «внутреннему ребенку». Способность достоверно передать детскую эмоционально-экспрессивную палитру в тексте стала заслугой немногих авторов, среди которых Н. Носов, В. Короленко, М. Твен, А. Линдгрен, и, разумеется, Л. Толстой и И. Шмелев. В литературном наследии Л. Толстого и И. Шмелева произведениями та- кого плана являются повести «Детство» и «Лето Господне» соответственно. В них с особым трепетом и вниманием к деталям описываются детские пере- живания, эмоции, восприятие окружающей действительности. Внутренние ми- ры Николеньки Иртеньева («Детство») и маленького мальчика Вани («Лето Господне») предстают перед нами в открытом виде, и мы, волею авторов, до- пущены к их постижению. Несмотря на то, что между двумя мальчиками мы обнаруживаем множест- во различий (временнáя локация, социальное положение, особенности семейно- го воспитания), очень многое их объединяет. И Николенька, и Ваня имеют доб- рого и одновременно строго наставника: для Николеньки это учитель Карл Иваныч, для Вани – старый плотник Горкин. Оба мальчика воспитываются в православных традициях. Оба исключительно любят своих отцов, представ- ляющихся нам людьми деловыми, временами вспыльчивыми, однако щедрыми и милосердными. И Николенька, и Ваня очень живо реагируют на все, что с ними происхо- дит, демонстрируя неисчерпаемые возможности детского воображения : «Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить никак нельзя. Это игра. Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя; …в долгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коля- ску, один садился кучером, другой лакеем, девочки в середину, три стула были тройка лошадей, – и мы отправлялись в дорогу. И какие разные приключения случались в этой дороге! и как весело и скоро проходили зимние вечера!.. Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда остается?..» (Л. Н. Толстой «Детство»)(3); «...радостные слова: "чаю Воскресения мертвых"! Недавно я думал, что это там дают мертвым по воскресеньям чаю, и с булочками, как нам. Вот глу- пый! И еще нравится новое слово "целому-дрие", – будто звон слышится? Дру- гие это слова, не наши: Божьи это слова» (И. С. Шмелев «Лето Господне»)(4). Наряду с радостями и пребыванием в светлом мире грез, оба мальчика очень рано сталкиваются с явлением трагическим, непредсказуемым и неиз-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=