Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
267 участвовать в битве. В народной песне Гамзат порезал табун белых лошадей и, сидя за их кровавыми телами, насмерть бился с врагами. Сюжет песни по- вторится в повести: раненная в голову лошадь будет искать защиты у лошадей, а не у людей; погибнут прекрасные животные, начнется бойня. Сцена гибели лошади типологически родственна «единоборству» рассказчика с репьем и убийству человека; красно-черная гамма при описании погибшего цветка пе- решла на погибшую лошадь и на павшего героя; лошадь поливала кровью моло- дую траву ; алая кровьХаджи-Мурата залила траву ; растение, животное и чело- век стали взаимоотражением друг друга. Нарастающий мотив смерти и опоясы- вающая рифма (в начале и в конце повествования говорится о мужественном растении, не сдавшемся человеку), «подобие» судеб всех живых существ уси- лили трагизм повествования. Разрывам снарядов, свисту пуль противопоставлено соловьиное пение. В двух заключительных главах соловьи поют росистой свежей лунной ночью и на рассвете; их пение – прелюдия к возможной гармонии дня, призыв отбро- сить вражду. Пение соловьев не может повлиять на людей, обуреваемых жаж- дой мщения. Ничего не говорится о чувствах Хаджи-Мурата и Гамзало в соловьи- ную ночь: они хотели убивать врагов – перед рассветом соловьиное пение заглу- шалось звуками оттачиваемого кинжала. Под пение соловьев Хаджи-Мурат, вспомнив песню о Гамзате, который перед смертью просил птиц передать жен- щинам, что все воины погибли, буквально накликал свою судьбу. Природа со- страдала убиенному; провожая его в последний путь, месяц высветил на поси- невших губах Хаджи-Мурата скрытое дотоле детское доброе выражение. После гибели человека вновь запели соловьи; их пение – сюжетно-композиционная вер- шина повести. Соловьиное пение разряжает трагический накал повести и утвер- ждает веру в торжество жизни. Неожиданно мажорный финал повести символи- чен: людям дан шанс почувствовать гармонию природы и остановить взаимоис- требление. Чуть ли не разразившийся Апокалипсис не переходит в эсхатологию; вопрос, по какому пути пойдет человечество, остается открытым. Итак, в «Хаджи-Мурате» картины природы становятся полем авторского высказывания и выводят читателя к бытийной проблематике произведения. Изображая природу, Толстой призывает к мирному сосуществованию всех лю- дей, говорит о необходимости бережного отношения к природе; надругательст- во человека над природой – начало экологической и нравственной катастрофы, что чревато уничтожением жизни как таковой. История гибели цветов, живот- ных и людей стала притчей о ложном пути развития цивилизации и призывом к налаживанию диалога между человечеством и природой. Эти идеи автор- повествователь выражает с помощью 1) стратегии смены нарратора, 2) страте- гии презентации природы с ее колоративной, ольфакторной и аудиальной суб- стратегиями, 3) стратегии презентации образов персонажей и образов-символов с их психологической и портретной субстратегиями, 4) стратегии презентации мотивов (мортального мотива и мотива величия природы), 5) стратегии презен- тации хронотопа и 6) стратегии презентации композиции.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=