Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
265 В чудный, солнечный день, наполненный бодрящим свежим воздухом, офице- ры играли в карты. После кровопролития природа снова пыталась внушить лю- дям осознание себя частью Вселенной и желание творить добро; Бутлер же, смотря на возвышавшиеся черные горы и матовую цепь снеговых гор, с гордо- стью вспоминал, как вел себя в бою и в особенности при отступлении, и ему ка- залось, что Марья Дмитриевнастала к нему ласкова. Развернутые пейзажные сцены появляются в двух кульминациях военного сюжета: 1) в XVI главе, до разорения аула, когда природа становится живым укором тем, кто несет смерть; в сцене мародерства природа отсутствует: мир в ужасе замер при виде солдат, которые в едком дыму жгли хлеб, сакли, хлев, ульи с пчелами, ловили кур; 2) в сцене побега Хаджи-Мурата, где описание природы становится гимном неистребимой жизни. Когда Хаджи-Мурат въезжал в аул, природа показана глазами местных жителей, для которых все окружающие реалии привычны, а потому описания природы минимальны: в ауле чистый горный воздух, пропитанный запахом ки- зячного дыма, мычанием коров и блеянием овец. Примененный к воздуху эпи- тет чистый имеет в подтексте оценочный характер: гармония природы проти- востоит хаосу войны. В этнологическом бытии люди, насекомые, растения, жи- вотные «уравнены» в правах, а потому используются приемы анималистиче- ской живописи: сакли слеплены друг с другом тесно, как соты; у сына Садо глаза черные, как спелая смородина; у Элдара красивые бараньи глаза. Скоро наступит преддверие Апокалипсиса: будут сожжены сакли, уничтожены абри- косовые и вишневые деревья, убит сын Садо, женщины аула завоют над уби- тыми; русские и горцы начнут поносить друг друга словами собаки , звери , сви- ньи, крысы , ядовитые пауки , волки ; наступит бойня. Природа недружелюбна к людям, готовым убивать. Солдат, отправленных в ночной секрет, окружала увядающая и больная природа: тревожно шуршали сухие листья, был сломлен черный ствол чинары. При описании той ночи в од- ном предложении дважды используются слова с корнем ярк- : «Яркие звезды <…> остановились, ярко блестя между оголенных ветвей дерев» [1, с. 12]. Яр- кие звезды – это и часть космоса, и «месть» природы тем, кто несет смерть: при свете звезд человек особенно уязвим для врага. Хаджи-Мурат, глядя на звезды, мечтал о мести, о царской награде за предательство и о том, что вся Чечня по- корится ему – когда Хаджи-Мурат покидал аул, чтобы убить Шамиля, ярко све- тившие звезды «выдали» его. Природа посылала знамения, тщетно пытаясь ос- тановить людей от кровопролития, но те не придавали значения тревожным звукам ночного леса. Солдаты зубоскалили под вой, визг и хохот шакалов – на следующий день Авдеев погиб; Хаджи-Мурат, увидев во сне продолжение сво- их агрессивных мечтаний, был разбужен плачем жен Шамиля и понял, что те рыдания были воем, плачем и хохотом шакалов – вскоре Хаджи-Мурат был убит. Поруганная природа «мстила» своим завоевателям. Хаджи-Мурат, спаса- ясь от погони, мог поехать направо в горы или налево в лес. Выбрав путь нале- во, то есть дьявольский, гибельный путь, он не доехал до реки: земля, превра- щенная в залитое водой рисовое поле, стала трясиной.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=