Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
264 разумно, любовно относиться ко всему живому. В «Хаджи-Мурате» автор- повествователь выступает не столько хранителем предания, сколько религиоз- ным мыслителем, творцом эпоса нового времени. Необычный пейзаж пролога и реален, и символичен, вбирает глубочайшее религиозно-философское содер- жание и имплицитно выраженную надежду на неистребимость жизни. В жан- ровом отношении это «пейзаж-увертюра», «пейзаж-притча» и «пейзаж-памф- лет». От пролога тянутся незримые нити к повествованию, каждый эпизод ко- торого надо оценивать в двойной перспективе: эмпирической и религиозно- философской. В «Хаджи-Мурате» есть «зеркальные сцены» (традиция, идущая от «Илиады» Гомера). Высказанная в прологе автором-повествователем мысль о необходимости гармоничного единства всего живого прозвучит в устах Ав- деева, Марьи Дмитриевны, Хаджи-Мурата. В прологе рассказчик пожалел, что напрасно погубил цветок – в финале повести Марья Дмитриевна назовет убийц живорезами. Насилие рассказчика над природой «повторится» в сценах пресле- дования и убийств людей; в этом плане рассказчик и армия явных и «тайных» убийц станут типологически родственными. В прологе звучит преклонение ав- тора-повествователя перед несломленным репьем – в конце повести физически поверженный герой внушает уважение врагам. В «Хаджи-Мурате» природа отсутствует, когда действие происходит в замкнутом пространстве (III, VI, VII, IX–X, XV главы). В главах, где речь идет от лица действующих лиц, нет описания природы, что предопределено ха- рактером коммуникации людей (в XI и XIII главах Хаджи-Мурат рассказывает о себе; в XIV главе цитируется письмо Воронцова министру). Отсутствие опи- саний природы становится семантически значимым минус-приемом. Персона- жи, чьи жизненные позиции неприемлемы для автора-повествователя, лишены возможности обращать внимание на природу, что является дополнительным способом их дискредитации: по дороге домой Полторацкий мечтал об отноше- ниях с замужней дамой и не видел природу; самовлюбленный и духовно ни- чтожный Николай I думал только о прелюбодеянии. Нет описаний природы, когда сообщается об ее истреблении и смерти людей: офицеры воспринимали рубку леса как пикник, пьянствовали и с оживлением обсуждали смерть Слеп- цова, трактуя ее не как великое таинство, а как расплату за молодечество; в ре- ляции о смерти Авдеева соединяется информация о рубке леса и гибели чело- века, смерть предстает как заурядное событие во славу военных действий. Ко- гда человек поглощен мыслями об убийстве, природа «не хочет» видеть проис- ходящее – нет описаний природы в V главе (природа «знала», что общение Хаджи-Мурата с русскими закончится его гибелью), в XII главе (где Гамзало, ненавидящий русских, хвалил Шамиля), в XIX главе (в которой Шамиль пози- ционирует себя как верховного правителя) в XXII главе (где Хаджи-Мурат уз- нал, что его семья обречена на поругание). Военные действия происходят в месяцы, предназначенные для земельных работ по обеспечению будущего урожая. Картины природы даются в сопостав- лении с изображением поведения людей, которые, не обращая внимая на яв- ленную им красоту, решали свои проблемы или жили мыслями об убийстве.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=