Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
262 Е. А. Масолова ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ В «ХАДЖИ-МУРАТЕ»: НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ И ДИСКУРСИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ТОЛСТОГО «Хаджи-Мурат» – образец новой поэтики Толстого, где совмещаются две манеры повествования: «старая», с метафоричностью и философичностью опи- сания природы, и «новая», с лапидарными пейзажными зарисовками, роль ко- торых возрастает. Решая сложнейшие художественные задачи, поднимая ком- плекс религиозно-философских, социальных и экологических вопросов, ка- сающихся дальнейшей судьбы всего человечества, Толстой применяет различ- ные дискурсивные стратегии 1 . Задача работы – выявить, над какими вопросами Толстой призывает размышлять читателя и какие дискурсивные стратегии при описании природы он использует. Природа в «Хаджи-Мурате» одушевлена и антропоморфна, что понимает автор-повествователь, но не герой-рассказчик. В прологе, любуясь цветами, рассказчик 1) отмечает их палитру, размер, форму, внешний вид, запах; 2) применяет к ним эпитеты, обычно используемые по отношению к человеку ( наглый ; аккуратный ); 3) сообщает, при каких условиях цветы меняют свой цвет; 4) указывает разную продолжительность жизни сорванных цветов; 5) «индивидуализирует» репей: описывает его «внешность» ( чудный малино- вый, в полном цвету ), называет второй «антропоним» – «татарин» . Цветы на лугу воплощают природную гармонию, мини-модель должного бесконфликт- ного существования. В «Хаджи-Мурате» одушевлены также горы – и таинст- венные черные горы, покрытые лесом , и выступающие за ними скалы, и вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые го- ры. Горы защищают горцев, и те устремляют туда коней, спасаясь от погони; смерть настигает горцев в лощине (не в горах!). Снеговые горы стараются при- твориться облаками, соединяя небо и землю и создавая ощущение неуничто- жимой жизни. Не менее одушевленное существо – лес, где по ночам воют и хо- хочут шакалы, плачет филин, на рассвете поют соловьи. Лес был надежным убежищем для людей, пока те не стали убивать друг друга и лошадей и не на- чали ранить деревья, копать кинжалами землю. В большей части пролога повествование ведет рассказчик, не понимающий ответственности за совершенные поступки. Согнав с репья сладко заснувшего мохнатого шмеля, он пять минут пытался сорвать растение, превращая его сте- бель в лохмотья, после чего выбросил завядший цветок, не оправдавший на- дежд присвоить частицу природной красоты. Рассказчику в голову не пришло, что срывание цветов равносильно истреблению красоты. Желание собрать бу- 1 Дискурсивные стратегии 1) представляют смену способов донесения авторского слова в рамках соответствующего контекста / системы контекстов, «инструкцию» читателю для адекватного авторскому замыслу прочтения произведения; 2) с различной интенсивностью участвуют в воспроизведении картины мира писателя; 3) имеют свои субстратегии.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=