Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
26 Н. А. Гаврилина ВЗГЛЯДЫ Л. Н. ТОЛСТОГО НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ Благотворительность – бескорыстная помощь со стороны частных лиц и общественных организаций нуждающимся, не способным собственным тру- дом обеспечить средства к существованию – такие категории населения как пожилые люди, инвалиды, малолетние, несовершеннолетние, жертвы катастроф и вооруженных конфликтов, больные. Л. Н. Толстой, занимаясь масштабной филантропической деятельностью, рассматривал благотворительность с различных позиций. Критикуя благотво- рительную практику, он раскрывает её противоречивость, обусловленную мо- тивацией дающего и способностью и желанием принимающего менять свою жизнь. Если благотворитель желает делать добро и даже «отуманен своей гор- достью добродетели», то благотворительность принимает форму безответной подачки. Но если принимающий потерял способность и привычку зарабатывать свой хлеб, то его несчастью никто не сможет помочь. Благотворительность и милосердие требуют нравственной зрелости, человеку необходимо самому возвыситься до добра, «стать вне зла, в такие условия, в которых можно перес- тать делать зло» [1, с. 242]. Великий писатель, наблюдая, анализировал причины бедственного суще- ствования городских низов, но особую тревогу у него вызывала жизнь кресть- янства, трагизм положения которого вызывали следовавшие год за годом не- урожаи. Один из сильнейших неурожаев постиг Россию в 1891–1892 годах. Деятельность Л. Н. Толстого по борьбе с голодом продолжалась с переры- вами в течение двух лет и привлекла к нему симпатии миллионов граждан. Уже летом 1891 года в газетах стали появляться тревожные известия из разных гу- берний России и надвигающемся голоде. Однако ни правительство, ни земство, ни официальная печать не проявляли беспокойства. Даже в ноябре 1891 года, когда многие губернии охватил жесточайший голод, либерально-народническая «Русская мысль» оптимистически утверждала о том, что нет причины отчаи- ваться и опускать руки, при частных пожертвованиях наиболее острый кризис без особого труда будет осилен. Земства, взявшиеся за организацию помощи голодающим, не только не требовали от правительства серьезной помощи, но в своих статистических сведениях всеми способами сокращали «едоков» – чис- ло крестьян, нуждающихся в продовольственной и денежной ссуде. А губерн- ская администрация находила обычно преувеличенными или измененными и эти требования и часто уменьшала размеры помощи, а то и вовсе отказывала в ней. Эти разговоры о помощи голодающим, такие средства «помощи» и вы- звали возмущение Л. Н. Толстого. Зная хорошо жизнь русской деревни, он по- нимал, что голод – не случайная неприятность, происшедшая от неурожая, а неизбежное и, в сущности, постоянное бедствие. Масштабность личности Л. Н. Толстого рождает масштабность его благотворительной деятельности от содействия отдельным людям до оказания помощи целым регионам.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=