Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
255 Следует отметить, что из 24 учеников 9 класса, участвовавших в данном виде работы, все 24 успешно справились с предложенными заданиями. Ученики сумели адекватно объяснить значение пословиц, предложили верные группировки пословиц по микротемам, подобрали подходящие посло- вицы к заданному тексту и, конечно, написали сочинения по самостоятельно выбранным пословицам. Приведем примеры выполнения этого задания. Маша П.: выбранная пословица: «Дерево держится корнями, а человек друзьями». Ситуация: обиделась на подругу, решила с ней не общаться, потом поняла, что обида глупая, а без подруги стало грустно и одиноко. Даша З.: выбранная пословица «Без друга – сирота, а с другом – семьянин». Ситуация: в лагере приобрела таких хороших друзей, что на лето они за- менили семью. Юля Б.: выбранная пословица «Неверный друг опаснее врага». Ситуация: Один полководец готовился к битве с врагом, был настороже, потому что ожидал опасности с этой стороны. Но его предал друг и союзник. Полина Ч.: выбранная пословица «Верный друг лучше сотни слуг». Ситуация: рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Слугам не важны чувства хозяина. Только друг может их понять и разделить. Приведенные примеры показывают, что выполнение задания осуществ- лено на доступном для девятиклассников уровне. Ученики старались честно и в меру сил выполнить всё, что от них требовал учитель. Аналогичным образом вели себя ученики Яснополянской школе великого писателя. Л. Н. Толстой говорит, что большинство учеников вскоре охладело к написанию сочинения по пословице, и получилось только одно по-настоя- щему хорошее сочинение, которое и было впоследствии опубликовано под на- званием «Солдаткино житьё». В нашем случае тоже было только одно сочинение, которое отличалось от остальных и значительным объёмом, и оригинальностью замысла. Автор сочи- нения, Алина М., выбрала пословицу «Вдруг не станешь друг». Сочинение по пословице написано в жанре фэнтези. Алина пишет о дружбе маленького маль- чика и маленького дракона. Их детская дружба была верной и крепкой, но об- стоятельства разлучили друзей. Когда же выросшие юноша и дракон встрети- лись, то по навету злых людей вынуждены были вступить в сражение. Однако память о былой дружбе оказалась сильнее навязанной вражды. Герои предпо- чли погибнуть, но остаться верными друг другу. Таким образом, наш опыт показывает, что предложенный Л. Н. Толстым более полутораста лет назад методический приём составления сочинения по пословице и сегодня не утратил своей актуальности. Работа вызывает жи- вой интерес учащихся и способствует формированию у них коммуникатив- ной компетенции.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=