Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

254 обучения, что, в свою очередь, способствует не только его развитию, но и его саморазвитию. Поскольку Л. Н. Толстой был не только мыслителем, но и в первую оче- редь писателем, он придавал огромное значение развитию речи детей, или, го- воря современным языком, формированию коммуникативной компетенции. В своей знаменитой статье «Кому у кого учиться писать, крестьянским ре- бятам у нас или нам у крестьянских ребят?» Л. Н. Толстой рассказал о том, как он «нечаянно попал на настоящий приём» [2, c. 271] работы по развитию речи. Отмечая, что чтение сборника пословиц Снегирева составляло для него «одно из любимых – не занятий, но наслаждений», [2, c. 271], Л. Н.Толстой говорит о том, что всегда мечтал создать «ряд не то повестей, не то картин, написанных на пословицы» [2, c. 272]. Эту мечту писатель попробовал реализовать со свои- ми учениками и был настолько доволен результатом, что опубликовал полу- чившуюся повесть и написал свою знаменитую статью с откровенно полемиче- ским названием. С тех пор приём написания сочинений по пословице прочно вошёл в мето- дическую практику учителей словесности, применявших данный вид работы в различных классах и в разных учебных ситуациях. Рассмотрим один из возможных модифицированных вариантов реализации этого приёма. Мы использовали данный приём в работе с учениками 9 класса на уроках русского языка, направленных на подготовку к государственной ито- говой аттестации (ГИА) в рамках основного государственного экзамена (ОГЭ). Наша работа проходила в несколько этапов: 1 этап – предъявление ученикам пословиц на 1 тему (в нашем случае – 43 пословицы, объединенные темой «дружба»), осмысление общей темы и группировка пословиц по микротемам (таких микромтем было выделено 7: ценность дружбы, честность в дружбе, хрупкость дружбы, критерии истинно- сти дружбы, хорошие и плохие друзья, старые и новые друзья, друзья и враги); 2 этап – собственно использование приёма Л. Н. Толстого («ну-ка, напи- шите кто на пословицу» [ 2, c. 272]). Задание предъявлялось ученикам в следующем виде: сначала учитель расска- зал об опыте работы над пословицами в Яснополянской школе Л. Н. Толстого, за- тем предложил повторить этот опыт и написать свои сочинения по пословице. Порядок работы заранее обговаривался с учащимися и включал следую- щие задания: 1. Выбери из перечня пословиц ту, которая кажется тебе наиболее инте- ресной/значимой/ правильной. 2. Объясни, как ты понимаешь смысл этой пословицы. 3. Предложи (вспомни, придумай) реальную жизненную или фантастиче- скую ситуацию, к которой данная пословица может служить иллюстрацией. 3 этап – чтение текста о дружбе в одном из вариантов ОГЭ (использовался сборник типовых тестовых заданий по русскому языку И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, Т. Г. Егораевой, вариант 33, текст А. Студзинского) и подбор к это- му тексту наиболее подходящей пословицы из ранее предложенного списка.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=