Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
253 М. Ю. Барабанова ПОТЕНЦИАЛ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИДЕЙ Л. Н.ТОЛСТОГО В СОВРЕМЕННОМ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ Будучи великим мыслителем, Л. Н. Толстой сказал свое оригинальное сло- во во всех областях жизни, и педагогика в этом плане не стала исключением. В существовавшей в 60–70 годы XIX века школе, основанной Л. Н. Толс- тым, русский язык был одним из важнейших предметов изучения. Л. Н. Толстой был автором великолепного пособия по обучению грамоте: на основании ста- ринного буквослагательного метода им был разработан оригинальный слогос- луховой метод первоначального обучения чтению [4, c. 74–89]. Интересны и мысли писателя относительно обучения русскому языку. В современной психологической науке установленным является тот факт, что каждому человеку присуще некое врожденное «чувство языка» [1]. Л. Н. Толстой призывал развивать языковое чутье, для чего рекомендо- вал «больше читать… и больше писать из головы» [3, c. 289]. Даже ошибки Л. Н. Толстой советовал исправлять не на основании того, что это «противно правилу, определению или подразделению», а потому, что это «не понятно, не- складно и не ясно» [3, c. 289], то есть на основании чувства языка, развитого настолько, что ребенок оказывается способным почувствовать малейшую языковую фальшь. В то же время Л. Н. Толстой не отвергал и языковой теории, но критиковал современные ему учебники за то, что они сплошь состоят из «определений, подразделений и общих правил» [3, c. 289]. Он замечал, что при таком обуче- нии «чаще всего грамматика идет сама собой как умственное небесполезное гимнастическое упражнение, а язык – умение читать, писать и понимать – идёт сам собой» [6, c. 166]. Из этого положения Л. Н. Толстой делает вывод не о том, что грамматику не нужно изучать (напротив, он считал, что она необходима для правильного изло- жения мыслей), а о том, что нужно изменить подход к изучению грамматики. «Мы в яснополянской школе признаем в обучении языку все извест- ные способы учения полезными и употребляем их по мере того, как они охот- но принимаются учениками и понимаются нами. Вместе с тем мы не призна- ем ни одного приема исключительным. Мы ищем и пытаемся найти», – писал Л. Н. Толстой [6, c. 167]. Ему удалось найти принцип, который может быть положен в основу обучения в целом, в том числе и обучения русскому языку. По мысли Л. Н. Толстого, «человек в своем развитии должен пройти все фазы развития человечества» [5, c. 35]. Этот принцип – принцип повторения пути человечества в деятельности ребенка – перекликается с положениями современного Федерального госу- дарственного образовательного стандарта, который предусматривает сис- темно-деятельностный подход и превращает ребенка из объекта в субъект
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=