Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
232 на - уша , либо на - ша . Так, в повести «Детство» речь идет от лица главного ге- роя, который вспоминает тех людей, которые окружали его, когда он был ма- леньким. В восприятии ребенка юродивый Гриша предстает как загадочное, почти сказочное существо, вызывающее в душе героя чувство «детского удив- ления, жалости и благоговения». В тексте повести «Детство» есть упоминание о другом юродивом Кирюше , а в повести «Казаки» главный герой называет сво- его слугу Ванюшей , в повести «После бала» крепостной лакей главного героя − Петруша. Таким образом, введение диминутива на - ша свидетельствует о том, что общим семантическим значением эмотивно-оценочных форм является чувст- во приязни, доброго отношения, которое герои испытывают к этим людям. Персонажи-дворяне, о которых повествует рассказчик в трилогии Л. Н. Толс- того «Детство. Отрочество. Юность», близки ему не только по происхождению, но и по возрасту, или находятся с ним в родственных отношениях. Поэтому в повествовании типичны личные имена-диминутивы с суффиксами - очк или - еньк : Любочка, Сонечка, Катенька, Иленька . Причем формы на -очк относятся преимущественно к детям или когда ласково говорят о детях, а эмотивно- оценочные личные имена на - еньк не только передают добрые чувства и не только по отношению к детям, но содержат коннотацию удовольствия от вос- приятия названного этим именем человека. Исключение составляет диминутив Иленька, актуализирующий иные эмотивно-оценочные смыслы. Один из пер- сонажей повести «Детство» Иленька Грап, сын бедного иностранца, всегда робкий, «услужливый, тихий и добрый мальчик», чувствовал на себе презрение окружающих, которые «согласились ненавидеть и гнать его». Эмотивно- оценочная форма имени Иленька в контексте повести выражает чувство состра- дания к герою, которого постоянно обижают сверстники. Эмотивно-оценочные имена-мелиоративы чаще вводятся в авторское пове- ствование и почти не употребляются в функции обращения. Исключение со- ставляет личное имя самого рассказчика – Николенька : – Ты это знай , Николенька, что за твое лицо тебя никто не будет лю- бить; поэтому ты должен стараться быть умным и добрым мальчиком. Эти слова не только убедили меня в том, что я не красавец, но еще и в том, что я непременно буду добрым и умным мальчиком (Л. Н. Толстой. Детство. Отро- чество. Юность). В качестве обращения диминутив на - еньк представляет собой наиболее частотную форму имени главного героя. Однако в эмоционально насыщенной прямой речи, вводимой в реплику диалога, рассказчик передает возможное об- ращение к себе, используя другую эмотивно-оценочную форму – Николаша : − Ты не хочешь спать, ты притворялся! – закричал я, заметив по его блестя- щим глазам, что он нисколько не думал о сне, и откинул одеяло. – Давай лучше толковать о ней (о Сонечке. – С. К.) Не правда ли, что прелесть?.. такая пре- лесть, что, скажи она мне: « Николаша! выпрыгни в окно или бросься в огонь», ну, вот, клянусь! – сказал я, − сейчас прыгну, и с радостью… Вероятно, смена эмотивно-оценочной формы Николенька на Николаша в финале повести «Детство» маркирует изменения во внутреннем мире героя,
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=