Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

226 ем: о герое и событиях читатель узнает от автора-повествователя, а с 5-й главы рассказ ведется от лица главного героя. Экспозицию повести составляет опи- сание летнего дня. « Всё выше и выше поднималось небо, шире расплывалась за- ря, белее становилось матовое серебро росы, безжизненнее становится серп месяца, звучнее – лес, люди начинали подниматься, и на барском конном дворе чаще и чаще слышалось фырканье,возня по соломе и даже сердитое визгливое ржанье столпившихся и повздоривших за что-то лошадей » [6, с. 7]. Читатель знакомится с главным героем, местом события. Далее повествование развора- чивается и принимает форму монолога. Речь героя отличается искренностью, эмоциональностью и выразительностью. Уже с первого дня рождения Холсто- мер испытывает чувство унижения и горечи. Воспоминая о прошлой жизни, он горько сетует на судьбу. « Я был трижды несчастлив: я был пегий, я был мерин, и люди вообразили себе обо мне, что я принадлежал не богу и себе, как это свойственно всему живому, а что я принадлежал конюшему » [6, с. 25]. Внутренний монолог героя определяет содержание и форму повествования в «Призовом бегунце» А. Кекильбаева. В экспозиции повести представлена встреча персонажа с бывшим его хозяином. Основные события повествуются от лица автора-повествователя, который передает внутреннюю речь персонажа, « прочитывает » его мысли. «Тогда он еще ничего не знал о жизни. Помнится, что-то загремело, загрохотало вокруг. От резкого, неведомого еще ржанья едва не лопнули ушные перепонки. Он открыл глаза » [7, с. 212–213]. В отличие от толстовского текста, история бегунца дана от третьего лица. Внутренняя жизнь персонажей, чувства и мысли становятся объектом художественного ис- следования обоих писателей. Жизнь и смерть, молодость и старость, любовь и ненависть – таков пред- мет размышлений авторов и героев повестей. Философский смысл и глубина размышлений автора и героя в повести Л. Толстого выражается открыто и не- принужденно. Повествуя историю жизни Холстомера, автор размышляет: « Бы- вает старость величественная, бывает гадкая, бывает жалкая старость. Бывает и гадкая, и величественная вместе » [6, с. 11]. Автор-повествователь в повести А. Кекильбаева также размышляет вместе с героем, ведет разговор с самим собой, размышляя о смысле жизни. « Выходит, скаковая дорожка что узкая, как адов мост, тропка: нет на ней места двум скакунам, но и свернуть с нее некуда » [7, с. 242]. Л. Н. Толстой – мастер психологического портрета – тонко передаёт мыс- ли-переживания своего персонажа, который думает, наблюдает и оценивает про- исходящее вокруг него. « Знаю: теперь, как выедем на дорогу, он станет высе- кать огонь и закурит свою деревянную трубочку в медной оправе и с цепочкой, – думал мерин. – Я рад этому, потому что рано поутру, с росой, мне приятен этот запах и напоминает много приятного; досадно только, что с трубочкой в зубах старик всегда раскуражится, что-то вообразит о себе и сядет боком, непременно боком; а мне больно с этой стороны. Впрочем, Бог с ним, мне не в но- вости страдать для удовольствия других. Я даже стал уже находить какое-то лошадиное удовольствие в этом. Пускай его хорохорится, бедняк» [7, с. 242].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=