Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
222 Наташу предположение Сони изумляет: «– Он (курсив автора. – О. Л .) – неблагородный человек?» [т. V, с. 360]. При этом слово он Ростова произносит с таким выражением, что Толстой посчитал нужным выделить его курсивом. Курагин в этот момент был для Наташи божеством, в котором невозможно бы- ло сомневаться. Наташа не думала в это мгновение ни о ком. Ради любви она могла пожертвовать всем, не хотела слушать Ахросимову, которая говорила, что старый граф вызовет Курагина на дуэль, что на защиту чести встанут и брат, и жених. В лексико-тематическую группу «защитники чести семьи» входят слова Николай , отец , брат , жених, а также словосочетания старый граф , князь Андрей, Болконский : «Пьер обещал ей (Ахросимовой. – О. Л .) ис- полнить ее желание, только теперь поняв опасность, которая угрожала и ста- рому графу , и Николаю , и князю Андрею »; «Слышали, отказала жениху » [т. V, с. 376]; «Невесте князя Андрея , так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля» [т. V, с. 378]. В лексико-тематическую группу «бесчестный человек» входят слова мерзавец , негодяй , обманщик , злодей , дурак, шурин, Анатоль, словосочетания князь Анатоль Васильевич, господин Курагин, князь Курагин , синонимичные словосочетания неблагородныйчеловек : «А он мерзавец , негодяй , вот что!» [т. V, с. 372] – Ахросимова о Курагине; «– Вы негодяй и мерзавец » [т. V, с. 378] – Пьер о Курагине. Итак, ключевое слово честь , связанное с понятием «совесть», с христиан- ской идеей личной ответственности за поступки, важно для характеристики геро- ев романа Толстого «Война и мир», их нравственного облика, моральных устано- вок, воспитанных с детства. Данная лексическая единица коррелирует с такими противопоставлениями, как «благородный – неблагородный человек», «справед- ливость – несправедливость», «добро – зло» и другими, восходящими к понятиям «дворянская честь», «положительный герой», «лучшие качества человека», «не- обходимость делать выбор в сложной ситуации», «национальный характер. Литература 1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. И. Даль. – М.: Русский язык – Медиа, 2006. 2. Жихарев, С. П. Записки современника. Воспоминания старого театрала: В 2 т. / С. П. Жихарев. – Л.: Искусство, 1985. – Т. 2. – 525 с. 3. Колесов, В. В. Русская ментальность в языке и тексте / В. В. Колесов. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. – 624 с. 4. Лотман, Ю. М. Воспитание души / Ю. М. Лотман. – СПб.: «Искусство- СПБ», 2005. – 624 с. 5. Муравьева, О. С. Как воспитывали русского дворянина / О. С. Муравье- ва. – СПб.: Журнал «Нева», 2001. – 224 с. 6. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой. – М.: Рус- ский язык, 1985–1988.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=