Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
219 ка увезти Наташу Ростову, разоблачение Анатоля Курагина (том II, часть пятая, главы XVIII–XIX) и другие. В обществе понятие чести важно было для каждой семьи. Так, размышляя в начале романа о своей жизни, князь Андрей говорит Пьеру Безухову о том, что спокоен за свою честь: «– Моя жена <…> прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь » [7, т. IV, с. 39]. Слово честь употребляется в данном случае в значении «хорошая, неза- пятнанная репутация, доброе, честное имя» [МАС, т. IV, с. 672]. Незапятнанная репутация связана со словосочетанием честное слово , которое обозначает «уверение, ручательство в истинности, правдивости чего- либо» [МАС, т. IV, с. 672]. В тексте в начале произведения честное слово дает князю Андрею Пьер Безухов, когда обещает не ездить больше к Кураги- ну: «– Дай мне честное слово , что ты не будешь ездить? – Честное слово !» [т. IV, с. 41]. И слово это Пьер нарушает. Толстой объясняет решение Безу- хова так: «И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также кня- зю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смыс- ла» [т. IV, с. 42]. Антонимы честный , бесчестный , так же как и слово честь, по мнению Пьера, принадлежат к представлениям об обыденном, и в определенных слу- чаях эти понятия, связанные с данными словами, можно проигнорировать: «<…> особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни че- стного , ни бесчестного » [т. IV, с. 42]. В то же время Пьер понимает, как важно его честное слово Наташе Рос- товой, когда он ей лично сообщает, что Анатоль Курагин женат, и она ве- рит только ему. Из-за оскорбленной чести происходит ссора Пьера Безухова с Долохо- вым на обеде в Английском клубе (том II, часть первая, главы III–IV). Раз- мышляя перед дуэлью о жене и ее поведении, Пьер приходит к выводу, что Долохов не виноват в том, что произошло:«<…> виновность его жены, в ко- торой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и не- виновность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека» [т. V, с. 28]. Пьер обвиняет во всем самого себя. Г. Н. Фейн обращает внимание на то, что «честь одного человека безразлична другому» [9, с. 57], что Пьер открыл для себя страшную истину: человеческое общество раздроблено на мелкие эгоистические единицы, и каждая ведет борьбу только за себя» [9, 57]. После дуэли Пьер приходит к мысли, что понятие чести условно: «Я вино- ват и должен нести… Но что? Позор имени, несчастие жизни? Э, все вздор, – подумал он, и позор имени и честь – все условно, все независимо от меня» [т. IV, с. 34]. В приведенном примере словосочетания позор имени , несчастие жизни вступают в синонимические отношения со словом вздор . Как синонимы
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=