Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

218 О. В. Ланская КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ЧЕСТЬ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР») Современное представление о чести сформировалось к XVII в. [3, с. 509] и связано с достоинством. Понятие чести – одно из основных при характери- стике личности в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Как известно, честь считалась «едва ли не главной сословной добродетелью <…> В идеале честь являлась основным законом поведения дворянина, безусловно и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, будь это выгода, успех, безопасность и просто рассудительность» [5, с. 33]. Особенно важна была честь для военного человека. Как пишет Ю. М. Лотман, «имелись неписаные полко- вые законы – законы чести. Они <…> были очень сильны. Нарушив законы чести, нельзя было служить в полку» [4, с. 379]. Далее ученый отмечает, что законы чести «создавали некое общественное мнение, некоторые пределы, ко- торые нельзя было нарушить, некоторый нравственный суд» [4, с. 379–380]. С понятием «честь» связана верность присяге, выполнение своего долга (вспомним напутственные слова старого князя Болконского сыну, когда тот уезжал в армию), верность жены мужу, невесты жениху и т. д. С достоинством человека, по С. П. Жихареву, связаны такие качества,как «вера в бога, честь, правда, любовь к ближнему, преданность к государю и оте- честву, высокий талант и труд бескорыстный…» [2, с. 43]. Важно, чтобы человек умел держать слово, чтобы ему можно было доверять в любой ситуации; «нару- шить данное слово – значило раз и навсегда погубить свою репутацию, потому поручительство под честное слово было абсолютно надежным» [5, с. 37]. Слово честь обозначает «совокупность высших морально-этических прин- ципов личности» [6, МАС, т. IV, с. 672]. Данная лексическая единица обознача- ет также «достоинство (личное, профессиональное, военное и т. п.)» [МАС, т. IV, с. 672], связано оно с такими значениями, как «хорошая, незапятнанная репутация, доброе, честное имя»; «целомудрие, непорочность, девственность (о женщинах)» [МАС, т. IV, с. 672]. В Словаре В. И. Даля слово честь – это «внутреннее нравственное досто- инство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» [1, Сл. Д., т. IV, с. 599]. Обозначает честь «условное, светское, житейское благо- родство, нередко ложное, мнимое» [Сл. Д., т. IV, с. 599]. По М. Фасмеру, слово честь «родственно др.-инд. сíttiş – "мышление, по- нимание, намерение", авест. čisti- "мышление, познание, понимание"»; имеет семы 'соблюдает', 'замечает', 'думает' [8, Сл. Ф., т. IV, с. 350]. В романе Толстого «Война и мир» есть ряд эпизодов, в которых напрямую затронута тема чести. Это столкновение Николая Ростова с Теляниным (том I, часть вторая, главы IV–V); ссора Пьера Безухова с Долоховым на обеде в Анг- лийском клубе в честь Багратиона (том II, часть первая, главы III–IV); проиг- рыш Николая Ростова Долохову (том II, часть первая, главы XIII–XIV); попыт-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=