Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

216 Наблюдается определенная закономерность в распределении композици- онно-речевых форм: повествовательные сегменты идут от повествователя, опи- сание организовано с точки зрения персонажа. Завершает картину изображение действий героя. После объективно-информативного отрезка текста в повество- вание вторгается экспрессивно-красочный диалог Наташи и Сони. Во взволно- ванных репликах Наташи отражается ее душевный мир, поэтическая натура. Диалог служит для самораскрытия героев и, взаимодействуя с повествованием, выступает в качестве усилительного экспрессивно-изобразительного средства. Дан диалог через восприятие Андрея. Вместе с тем за предложением «Все за- тихло и окаменело…» чувствуется присутствие автора. Дальнейшие реплики Наташи о той же волнующе-прекрасной летней ночи. Таким образом, дается как бы двойное изображение одного и того же яв- ления: вначале описательно, детализированно – через восприятие Андрея, затем отраженно – через эмоциональную реакцию Наташи. Но главное здесь, как от- метила М. Н. Кожина, не живописание природы само по себе, но описание тех чувств, которые сейчас волнуют героев [4]. Однако по ходу повествования в описании усадебной жизни Ростовых все явственнее прослеживается идея утрачиваемого рая, что связано с общим за- мыслом романа: «Вокруг отрадненского очага словно уплотнился сам мир ста- ропоместных традиций и доверчиво коротает часы, оставленные до грозного потрясения» [3, с. 178]. В усадебном повествовании появляются единицы, ан- тонимичные семантическим полям «счастье», «добро», «гостеприимство»: «В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им» [5, т. 2, ч. 4, с. 603]; «Графиня позвала к себе Соню и с жестокостью , которой не ожидала ни та, ни друга, упрекнула племянницу» [5, т. 2, ч. 4, с. 603]; «Графиня с холод- ностью , которой никогда не видал сын, отвечала ему» [5, т. 2, ч. 4, с. 604]; «После отъезда Николая в доме Ростовых стало грустнее , чем когда-нибудь» [5, т. 2, ч. 4, с. 605]. Конечно же, усадебное повествование в романе не является самоцелью, но вместе с тем посредством описания усадебной жизни Л. Н. Толстой выражает свои представления о настоящем Доме и месте человека в мире, наполняя та- ким образом усадебный образ индивидуальным содержанием, что выражается прежде всего на уровне языка. Литература 1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. – М.: Цитадель, 1998. 2. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразова- тельный / Т. Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2000. 3. Камянов, В. Поэтический мир эпоса: О романе Л. Толстого «Война и мир» / В. Камянов. – М.: Советский писатель, 1978.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=