Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

214 Т. В. Сафонова О ЯЗЫКЕ УСАДЕБНОГО ТЕКСТА Л. Н. ТОЛСТОГО Усадебная культура, быт, особый семейный уклад, воплотившиеся в пре- красных образах дворянских гнезд в русской литературе XVIII – нач. XX вв., не раз становились предметом научных исследований. Неоднократное обраще- ние к феномену дворянской усадьбы потребовало и собственной терминологии. Впервые термин «усадебный текст» применительно к «изоморфным в фор- мальном и содержательном отношении конкретным текстам, выступающим в качестве его вариантов, которые образуют сложные сочетания системных и внесистемных элементов инвариантного текста» был использован В. Г. Щу- киным [6, с. 161]. Достаточно емкое определение уточняется исследователем конкретными признаками, позволяющими отнести то или иное произведение к усадебному тексту: 1) повествование об усадебной жизни воспринимается в контексте мифа об утраченном или утрачиваемом рае; 2) дворянская усадь- ба – замкнутый гармоничный мир, обитатели которого пребывают в состоянии счастливой безмятежности и покоя; 3) душевные переживания героев не мыс- лятся вне описаний природы; 4) преобладает лирический подтекст, придающий тексту особую элегическую модальность. В настоящее время продолжается исследование усадебного текста А. А. Фе- та, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, И. А. Бунина. Мы полагаем возможным и необходимым говорить и об усадебном тексте Л. Н. Толстого, поскольку в своих произведениях писатель неоднократно обращался к усадебной тематике. В данной статье рассматриваются некоторые особенности языка усадеб- ного текста романа «Война и мир». Наиболее показательными в этом отноше- нии являются страницы, посвященные усадебной жизни Ростовых в их име- нии Отрадном. Мифологема рая находит свое выражение уже в самом названии усадьбы: «Отрада – чувство удовольствия, радости» [2]; «утеха, услада, утешенье, успо- коенье, наслажденье; на чем или чем душу отводят, что покоит, услаждает, об- легчает бремя, скорбь» [1]. Данная параллель усиливается благодаря использо- ванию Л. Н. Толстым в качестве постоянных признаков усадебного мира Росто- вых ряда лексических единиц с семантическим компонентом «свет»: «светлый дом», «жаркие лучи любви», «яркий свет луны», «божий свет» и т. д. Напр.: «Было так светло , что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывающихся на седоков» [5, т. 2, ч. 4, с. 594]; « День был так хорош, солнце так ярко » [5, т. 2, ч. 3, с. 477]. Мифологизации усадебной жизни Ростовых способствует и сравнение их усадьбы и ближайших окрестностей с волшебным царством: «Да, я думала сна- чала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы бог знает куда едем в этой темноте, и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшеб- ном царстве [5, т. 2, ч. 4, с. 583]; «Где это мы едем? – подумал Николай. – По Косому лугу, должно быть. Но нет, это что-то новое, что я никогда не видал.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=