Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
212 Как мы видим, лексические единицы с временной семантикой преимуще- ственно представлены предложно-падежными формами имен существительных (см. примеры выше), количественно-именными сочетаниями (см. примеры вы- ше) и наречиями (наиболее частотные среди которых сначала, потом, давно, тотчас : Сначала он завел лавку [6, с. 510]; Сначала он прожил [6, с. 519]; По- том оставил лавку [6, с. 510]; Потом отворилась дверь [6, с. 516]; Тотчас же ушел в горницу [6, с. 514]; Тотчас же поймал [6, с. 515]; Давно перечитала [6, с. 514]; Давно помер [6, с. 521]; реже встречаются лексемы навек, теперь, сей- час : Навек осталась калекой [6, с. 517]; Теперь это был… [6, с. 523]), в еди- ничных случаях – именами прилагательными ( Был тяжелый осенний туман [6, с. 521]). Кроме вышеуказанных автор употребляет грамматические единицы, обозначающие временные рамки событий, выраженные видо-временными формами глаголов ( вспомнил, думал, состарился и др.). Подводя итоги вышесказанному, можно утверждать, что текст рассказа Л. Н. Толстого «Корней Васильев» представлен «поликонцептуальной структурой, которая являет собой фрагмент индивидуальной языковой картины мира глав- ного героя» [8, с. 9], отражающей его духовно-нравственные поиски, знание о его социальном положении сначала зажиточного крестьянина, а затем нищего странника в конкретно-исторический период рубежа 19–20 вв. в России. Со- держание концептов раскрывается с помощью системы лексических средств их репрезентации. Каждый из концептов представлен индивидуальными средства- ми выражения, что и придает оригинальность изображаемой картине. Литература 1. Бабенко, Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. – 6-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2009. 2. Дубова, М. А. Концепт «пространство» как средство репрезентации ав- торской картины мира (на материале рассказа И. А. Бунина «Крик» / М. А. Ду- бова, О. Б. Карабань // Экология языка: Сб. статей Х Междунар. науч. конф. (г. Пенза, 25 апреля 2017 г.); Под ред. д-ра фил. наук Е. Н. Сердобинцевой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. – 286 с. 3. Володина, Н. В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литерату- роведения: монография / Н. В. Володина. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА: Нау- ка, 2016. 4. Маслова, В. А. Введение в когнитивную лингвистику / В.А. Маслова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Русский язык, 1986. 6. Толстой, Л. Н. Корней Васильев // Толстой, Л. Н. Воскресение. Расска- зы. – М.: Худож. лит., 1984. – 527 с. 7. Чернова, Л. А. Мыслительная деятельность персонажа (по рассказу А. П. Чехова «Моя жизнь») / Л. А. Чернова, М. А. Дубова // Вестник Российско-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=