Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
210 считал причиной всего того дурного, что он испытал в эти семнадцать лет [6, с. 518]. По частотности глаголы «понимать» и «знать» насчитывают единичные употребления (по 2 лексемы). Примечательно, что первый глагол употребляется с отрицанием не только в первой главе, когда после совершенного злодейства Корней приходит в себя и не может осознать, как с ним все это произошло: Кор- ней стоял тяжело дыша.., не понимая , где он и кто тут с ним [6, с. 516]; Но Корней как будто ничего не понимал и только сопел и оглядывался [6, с. 516]. Этим во многом и объясняется бегство героя из дома. Лексема «знать» употреб- ляется применительно к двум фактам биографии героя: Одно, что он знал, в чем был твердо уверен, это то, что виною его несчастья была злодейка жена [6, с. 518]; Корней хорошо знал дорогу, знал всякий спуск и подъем… [6, с. 521]. Глаголы мысли выполняют в рассказе Л. Н. Толстого важную смыслообра- зующую функцию, поскольку «мыслительный дискурс персонажа анализируе- мого текста позволяет наблюдать особенности реализации индивидуального сознания личности» [7, с. 147]. В качестве миромоделирующих компонентов языковой картины мира ге- роя в рассказе «Корней Васильев» выступают категории пространства и време- ни, которые являются базовыми для формирования обозначенных концептов. «Образ пути играет важную сюжетообразующую роль в этом произведении» [2, с. 86]. На протяжении всего рассказа автор акцентирует внимание на простран- ственной характеристике пути Корнея Васильева, который герой преодолевает то пешком, то на телеге, то на поезде. В силу сказанного функцию основной пространственной скрепы в рассказе выполняет лексема «дорога», семантика которой раскрывается двупланово: с одной стороны, применительно к пере- движениям Корнея Васильева, давно живущего на чужой стороне и по сути по- терявшего дом как семейный очаг, оплот жизни, во внешнем пространстве, ус- ловно называемом макромиром; и, с другой стороны, в контексте душевных поисков героя, его сомнений и потерянности, что особо актуализируется в по- вествовании начиная с 3 главы рассказа. Лексема «дорога» (10 употреблений) является вербализатором концепта «пространство» и объединяет значительное количество других лексем, обозначающих различные предметы в пределах ви- димой героем картины, ограниченной условиями пространственной локализа- ции, когда он едет с Кузьмой на телеге или преимущественно идет пешком. Пространственные репрезентанты в тексте представлены: системой топонимов ( вблизи села Андреевка ; за четыре версты от Гаева [6, с. 518]; Ездил в Чебок- сары за товаром (скотиной) и пригонял в Москву [6, с. 511]; …он вернулся в Москву и там запил [6, с. 518], …пошел в Киев. В Киеве ему не понравилось, и он пошел на Кавказ, в Новый Афон . Не доходя Нового Афона его захватила лихорадка… [6, с. 519]); обозначают местонахождение предметов ( Корней хо- рошо знал дорогу, знал всякий спуск и подъем , и всякий куст, и все ветлы по дороге, и леса направо и налево [6, с. 521]), лиц, место их перемещения и на- правление перемещения ( Поехал назад по той же дороге , по которой с вечера приехал с Кузьмою [6, с. 517]; Он приехал на станцию за пять минут до отхо-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=