Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
208 М. А. Дубова КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАССКАЗА Л. Н. ТОЛСТОГО «КОРНЕЙ ВАСИЛЬЕВ» Характерной тенденцией современной гуманитарной науки является «по- иск смысловых и общекультурных доминант, которые присутствуют в языке, в литературе и в разных сферах искусства» [3, с. 3]. Для их обозначения ис- пользуется междисциплинарный термин «концепт». Понятие концепта – одно из ключевых в когнитивной лингвистике, к числу важнейших принципов кото- рой относится «трактовка человека как субъекта действующего, активно вос- принимающего и продуцирующего информацию, руководствующегося в своей мыслительной деятельности определенными схемами» [4, с. 7]. Когнитивная лингвистика разрабатывает такие базовые категории, как человек, пространст- во, время, жизнь, смерть и т. д. с позиций их роли в моделировании языковой картины мира. Данная статья посвящена анализу концептуального содержания рассказа Л. Н. Толстого «Корней Васильев» (1906 г.), сюжет которого воссоздает отре- зок жизненного пути одного крестьянина из села. Концептуальный анализ в художественном тексте представляет собой ана- лог семантического анализа «в связи с использованием в обоих случаях метода толкования значения слов, но цель концептуального анализа состоит в выявле- нии авторской картины мира, ведущей читателя к пониманию действитель- ности через категории, характеризующие познавательную деятельность челове- ка» [8, с. 4]. Цель концептуального анализа состоит в «выявлении парадигмы культурно-значимых концептов и описании их концептосферы, т. е. тех компо- нентов, которые составляют ментальное поле концепта» [1, с. 57]. Сюжет рассказа довольно прост и напрямую связан с названием произве- дения, которое в конденсированной форме содержит его основную тему: опи- сание отрезка жизни некогда богатого крестьянина (мы встречаемся с Корнеем в пятидесяти четырехлетнем возрасте), ставшего в силу сложившихся жизнен- ных обстоятельств нищим странником: Корней Васильев из сильного, богатого, гордого человека стал тем, что он был теперь: старым побирушкой, у кото- рого ничего не было [6, с. 518]. Таким образом, в центре повествования нахо- дится языковая личность Корнея Васильева, сквозь призму которой и осущест- вляется описание происходящих в рассказе событий. Существенным компонен- том характеристики персонажа выступает его мыслительная деятельность, «от- ражающая особенности мировосприятия, формирующая его оценочное отно- шение к реальности, движущая его поступками» [8, с. 4]. Основным средством выражения мыслительной деятельности традиционно является глагольная лек- сика. Глаголы мысли в тексте рассказа представлены лексемами думать, поду- мать, вспомнить, понимать, знать . Объектами мыслей Корнея является Ев- стигней Белый, с которым, как он думает, ему изменят жена, члены его семьи, особенно «злодейка жена», которую он винит во всех своих бедах. Примеча-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=