Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

205 Арчан Шаркар ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ ДУХОВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ «БОЛЬШОГО ДЫХАНИЯ» Л. Н. ТОЛСТОГО Остротой выдвинутых в романе проблем русской жизни, кризиса духовно- го мира человека и силой протеста против социальных и политических незако- нов, «Воскресение» Толстого остаётся бесподобным в русской литературе. Нынешняя работа стремится внести небольшой вклад в изучение фразеологиче- ских средств выражения сильных ощущений главных персонажей романа. Она рассматривает разные эпизоды этого произведения, ведёт анализ на уровне блока высказываний и обнаруживает как на фоне воспроизводимости слов и фразеологизмов писатель образует свои обороты, которые ярко выявляют ду- ховные состояния главных образов, их эмоциональные переживания. Данная работа сосредаточивает внимание на семантическую сторону таких оборотов и раскрывает, что при их формировании прототипами служат узуальные фра- зеологические единицы, основные черты структуры и семантики которых чаще всего сохраняются в данном процессе. Следует при этом рассматривать ту часть произведения где Нехлюдов второй раз встречается с Катюшей в доме тя- тушек: «Он стукнул в окно... стоял и... невольно слушал... стук своего сердца... Он постучал , – ничто не отвечало ему. Сердце его колотилось в груди...». Следует заметить, что выделенные глаголы стукнуть, постучать, и колотить- ся обозначают семантическую оппозицию признака интенсивности действия и пе- реосмыслённое слово ‘стук’ с одной стороны со сдоим исходным значением от слова стукнуть выражает бурное духовное состояние Нехлюдова, а с другой вме- сте со фразеологизмом ‘сердце колотилось’ образован по структурно-смысловой модели ‘сердце оторвалось’ передаёт картину его возрастающего волнения. Выявление признака градации обнаруживается также в следующем блоке высказываний о духовных переживаниях Кати Масловой: «Она вспоминала о многих, но только не о Нехлюдове . ...о любви к Нехлюдову, она никогда не вспоминала . Эти воспоминания где-то далеко не тронутыми лежали в её ду- ше ... Похоронила она все воспоминания о своём прошедшем с ним...». Анализ подчёркивыет, что для того чтобы передать самый высокий сте- пень чувства безразличия Кати к своей бывшей любви, Толстой прибегает к фразеологическому средству ‘похоронить воспоминания’ с глагольным ком- понентом совершенного вида, что указывает на завершение действия оконча- тельно, совершенно. Очевидным при этом оказывается, что прототипом сказан- ного средства является узуальный фразеологизм ‘заживо хоронить’. Живая картина морального воскресения Нехлюдова нарисованная Толс- тым тоже раскрывает, что при создании художественных образов своего твор- чества писатель пользуется средствами, источником которых служит общий фразеологический фонд русского языка как отражается в следующих высказы- ваниях: « В воображении его восстали эти запертые в зараженном воздухе сот-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=