Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

197 В. Г. Маслов РУССКИЙ ЯЗЫК Л. Н. ТОЛСТОГО – КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Главным объединяющим признаком нации является язык. Язык, возникая с нацией, является её творением, а также органом мышления нации. В. Гум- больдт писал: «Язык есть дыхание, сама душа нации». Именно в языке запечатлён национальный характер, в нём как в средстве общения данного народа исчезают индивидуальности и проявляется общее. Характерные особенности русского языка, хотим мы этого или нет, отра- жаются в ментальных признаках нашего сознания. Именно благодаря своему языку русский человек обнаруживает свой внутренний мир, своё культурологи- ческое наследие. Как известно, в центре русской грамматики сосредоточено не имя, а гла- гол, который обозначает в высказывании действие, а в предикате то новое, что несёт в себе мысль. Русский язык различает время внутреннее и время внешнее, иными слова- ми, глагольный вид и категорию глагольного времени. Действие на самом деле протекает независимо от позиции говорящего, глагольный же вид передаёт раз- личные оттенки длительности процесса. Говорящий определяет то же действие относительно момента речи: прошедшее, настоящее, будущее. Заметим, что на- стоящее не имеет формы совершенного вида, так как настоящее длится, а бу- дущее не передаётся с помощью простого несовершенного вида ( читаю – про- читаю ). Субъект и объект действия разделены через глагольную форму, имя которой категория залога ( я читаю книгу – книга читается мной ). Связочным и предикативно осмысленным выступает глагол быть , а не глаголы иметь и хотеть , как во многих европейских языках. Идеально бытие и быт лежат в основе русского предикативного усилия мысли, тогда как формы владения и личного пожелания находится на втором плане сознания. Категория одушевлённости распространяется только на имена мужского рода. Вижу труп – метонимия на основе метафоры, человека сравнивают, на- пример, с уничтоженным деревом. Русская мысль одухотворяет, оживляя всё ценное, чему придаётся особый смысл. Категоричность самоутверждения и бытовой нигилизм находит себе под- держку в способности русского языка строить отрицание таким образом, что каждое отдельное слово высказывания отрицается само по себе никто никому никогда ничего не должен ! Категория состояния. В грамматике это проявляется с помощью наречий, модальных слов или второстепенных форм, но в диалоге это всегда выражение личного переживания внешних событий: мне жаль .., как стыдно! .. Предика- тивной связи здесь нет, действие не обозначено. Это состояние души. Мысль рождается в думе с той разницей, что индивидуальная мысль толь- ко направлена словом, а совместная дума способна строить новое слово. Мыс-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=