Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
191 реть системную организацию, и если да, – то, что является системообразующим фактором, какие элементы образуют ядро, становясь доминантами всей сово- купности текстовых противопоставлений? Главным системообразующим фактором, на наш взгляд, является автор- ская интенция. В трактате Л. Н. Толстого реализуются две основные задачи: во- первых, развенчать ложные представления о жизни и, во-вторых, создать новую философскую концепцию жизни на разумных основаниях и – соответственно – дать человечеству систему нравственных и духовных ориентиров для дости- жения истинного блага жизни. Оппозитивные доминантны, структурирующие антитетические текстовые поля, покрывающие значительные участки прост- ранства текста, задаются содержанием эпиграфов. Л. Н. Толстой предпослал трактату три эпиграфа. Первый – выдержка из книги Б. Паскаля «Мысли», со- держащая знаменитое определение человека и яркую апологию разума. Вто- рой – фрагмент из «Критики практического разума» И. Канта, в котором изо- бражены двебездны как разнонаправленные векторы человеческого бытия и сознания: «звездное небо надо мной и нравственный закон во мне » [3, с. 7]. У Канта даны основания для выражения оппозитивного смысла: то и другое на- ходится вне моего горизонта , то и другое связано с сознанием моего существо- вания ; первое начинается с той точки, которую занимаю я во внешнем чувст- венном мире ; второе начинается с моего невидимого я . Кантовские две бездны , две бесконечности, два я ( внутреннее и внешнее, видимое и невидимое ), стано- вятся отправной точкой в поиске истинного понимания человеческой жизни (ср. важные противопоставления, многократно использованные в сочинении Л. Н. Толстого: человек как нечто пространственное и временное – как нечто независимое от времени и пространства ; пространственные и временные ус- ловия – область внепространственного и вневременного; цели видимые и неви- димые; отказаться от видимого и отдаться невидимому ). Л. Н. Толстому бли- зок кантовский рационализм, а его антиномии становятся принципом организа- ции полемического дискурса и методом выявления, заострения и снятия про- тиворечий человеческого сознания и человеческой жизни. Итак, два первых эпиграфа эксплицитно или имплицитно обозначают доминантные оппозитив- ные смыслы, которые реализуются в системе текстовых противопоставлений. Эти оппозиции: РАЗУМНОЕ vs. БЕЗУМНОЕ, ВИДИМОЕ (ВНЕШНЕЕ) vs. НЕВИДИМОЕ (ВНУТРЕННЕЕ), ЖИЗНЬ vs. СМЕРТЬ (см. мотив умирания в тексте Б. Паскаля), – становятся доминантами в структурировании толстов- ских антитез и антитетических текстовых микрополей. Последний эпиграф, из Евангелияот Иоанна («Заповедь новую даю вам, да любите друг друга»), не содержит никаких противопоставлений, но косвен- но связан с оппозицией ИСТИННОЕ vs. ЛОЖНОЕ понимание жизни, вклю- чающей противопоставление истинной и мнимой любви. Важно отметить, что понимание в трактате истины связано с представлением о новом – не Новом и Ветхом Заветах, что обусловлено культурными коннотациями, а новом , ра- зумном , истинном понимании жизни и блага жизни. Неслучайно контекстуаль- ными антонимами в тексте Л. Н. Толстого становятся прилагательные личный –
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=