Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
188 ним как курёнок мокрый». Она мстит Никите за свою загубленную любовь тем, что заставляет его убить новорождённого ребёнка Акулины. В репликах Ани- сьи из этой сцены чувствуется, как она измучилась ревностью, как устала от унижений, поэтому она хочет причинить мужу боль, сбить с него самовлюб- лённость, самонадеянность. Она кричит на Никиту, угрожает ему. Само убий- ство младенца не становится для женщины чем-то страшным, она готова забыть об этом и жить дальше. Не случайно Л. Н. Толстой показывает, что на свадьбе Акулины, которая должна будет покинуть отцовский дом, Анисья спокойна и весела, она говорит, обращаясь к Никите: «Все беды избыли, разлучницу сбы- ли, жить нам только, радоваться». Ничего, кроме любви Никиты, Анисью по- настоящему не интересует и не тревожит, и ради сохранения этого мужчины рядом с собой она готова заплатить любую цену. Индивидуальной особенностью её речи является также многократное ис- пользование фразы «О, о, головушка моя бедная!». Так Анисья всякий раз жалеет себя, когда у неё появляется проблема, когда необходимо принимать решение. Подобную речевую деталь использует Л. Н. Толстой и для характеристики Анютки. Девочка постоянно повторяет как вставную конструкцию «однова дыхнуть», что является несколько странной особенностью для детской речи. Сама Анютка, весёлая, любящая свою мать, искренняя, жалеющая всех, введена в пьесу, видимо, для того, чтобы дать возможность зрителю поразмышлять о причинах превращения чистого детского мироощущения в мировоззрение приспособленческое, о причинах омертвения души. Ребёнок, ещё не запятнан- ный злобой, ненавистью, становится свидетелем всех чёрных дел, которые тво- рят взрослые. Очень показательна в этой связи сцена, когда маленькая Анютка говорит со стариком Митричем, догадываясь, что мать и отчим в это время уби- вают младенца, которого девочка искренне жалеет. Девочка говорит о том, что хочет умереть, потому что душа в мире непременно должна «изгадиться», а де- ти ещё не успевают этого сделать, и тогда душа может попасть к богу. Важно, что девочка в пьесе ни разу не взаимодействует непосредственно (даже не говорит) с главным носителем зла – Матрёной. Самое светлое не должно соприкасаться с самым тёмным. Ведь тьма здесь – это не отсутствие физического света, это власть слепых страстей, животных инстинктов над ра- зумом и сердцем человека. И человек часто не в силах противостоять этой тьме, потому что она не только во внешнем мире, но и в его собственной душе. Важ- но, чтобы человек сумел найти в себе силы для осознания своей трагедии и по- каяния, тогда он способен к нравственному возрождению. Однако такую спо- собность Л. Н. Толстой дарует не всем, а только Никите, переставшем находить радость в жизни после убийства младенца, и Акулине, а вот Анисья и Матрёна никаких угрызений совести испытывать не могут, они находят во власти злобы, зависти, боятся только огласки греха, а не самого греха. Обе уходит со сцены с репликами, которые прекрасно их характеризуют: «Анисья (выкрикивает). Головушка моя! Да что он? Матрёна. Не в себе человек. Уведите ж вы его». То есть Анисья снова жалеет себя и свою загубленную жизнь, и последние слова её в пьесе о любимом ею Никите. А Матрёна, всегда стремившаяся сохранять
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=