Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

187 как добродетельная женщина, Матрёна часто использует в речи диминутивы, слова с положительной оценкой (например, при обращении к собеседнику), и это очень ярко показывает, насколько фальшива её речь, корыстны её мотивы и насколько лжива и беспринципна сама Матрёна. Важной чертой речевой манеры героини является использование пословиц и поговорок или фраз, построенных по их подобию: «В чужих руках ломоть ве- лик», «Умел гулять, умей и концы хоронить», «Никто не знает: ни кот, ни кош- ка, ни поп Ерошка» и т.п. Женщина для большей убедительности своих слов использует сложившиеся аксиоматичные утверждения, переводя тем самым собственные мысли и убеждения в статус объективных истин. Другие женские персонажи драмы с точки зрения речевой характеристики чуть менее интересны. Акулина и Анисья грубы и резки. Акулина, которую ав- тор ещё в афише называет «дурковатой», вообще говорит немного. Она не лю- бит мачеху, называет её, например, толстомордой ведьмой, дурой. Как и другие участники действия, она не лишена пороков, откровенно сожительствует с му- жем мачехи, угрожает той, хвалится подарками Никиты перед членами семьи, никого не стесняясь. Когда был жив Пётр, её отец, Акулина была безропотным работником, ни на что не претендовала, однако замечала происходящее. Это видно из её реплик в адрес Никиты и Анисьи, в которых она намекает на их связь. К отцу Акулина относилась с уважением, называла его «батя», жалела его. Это усиливало ненависть к обманывавшей отца мачехе, назло которой Акулина после смерти Петра сошлась с Никитой, а Анисью стала обвинять в преждевременной кончине отца. Акулина не лишена живых чувств, способна к состраданию и покаянию. Она – одна из жертв мира тьмы и бездуховности. Анисья, жена Петра, а потом Никиты, занимает гораздо больше места в драме. Она жадная и эгоистичная, но несколько нерешительная, нуждающая- ся в подсказках и руководстве. Эту роль сразу взяла на себя Матрёна, подтал- кивающая Анисью к преступным действиям. Первого мужа Анисья не любит и не уважает, называет его «кобель бешеный», «кобель потрясучий», «гнилой чёрт, носатый». Она не скрывает, что ждёт его смерти. Она обвиняет Петра в том, что он болен, немощен: «…зиму-то я одна и ворочай, как мерин какой»; «Не буду я тебе работать. Буде уж, не стану. Работай сам» и т. п. Анисья увлечена молодым работником Никитой, жить без него не хочет, старается употребить власть и хитрость, чтобы не позволить ему жениться. Она готова лишить себя жизни: «…коли ты за себя Марину возьмёшь, я не знаю, что над собой сделаю. Жизни решусь! Согрешила я, закон рушила, да уж не во- рочаться стать. Коли ты уйдёшь, я то сделаю…». В её речи гораздо больше, чем у Матрёны, восклицательных конструкций, простых неполных предложений, а также гораздо больше грубых слов. Она жалуется куме на неверного Никиту: «Оплели меня, обули так ловко, что и сказать нельзя. Ничего-то я сдуру не примечала, ничего-то я не думала, так и замуж шла». Новая жизнь не дала ей ничего, кроме унижений и душевной боли, но она любит Никиту, поэтому не может изменить ситуацию: «С сердцем своим что сделаю»; «Как увижу его, так и сердце всё сойдёт. Нет у меня против него и смелости никакой. Хожу перед

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=