Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

185 можно, несколько затрудняло уже в то время и наверняка значительно за- трудняет сегодня восприятие толстовского текста. Однако именно эти прие- мы позволяют сделать речевую манеру героев более достоверной, потому что говорить персонаж в реалистической драме должен в соответствии со своим уровнем развития, образования, возрастом, местом проживания, социальным статусом и т. п. Речь Матрёны – это речь сдержанная, без эмоциональных всплесков, рез- ких перепадов. Перед зрителем предстаёт зрелая женщина, вырастившая сына. Живут они с Анисимом небогато, и Матрёна постоянно старается из любого дела извлечь выгоду. Деньги для неё – мерило жизненных удач и благополучия. Она постоянно заводит разговоры о деньгах, само это слово или какие-то дру- гие лексические единицы той же семантической группы регулярно встречаются в её речи. Обратимся, например, к 8 явлению второго действия, когда Матрёна и Анисья наедине обсуждают, как следует поступить с умирающим Петром. В репликах Матрёны слово «деньги» является ключевым: «Ох, ягодка, отдаст денежки помимо твоих рук, век плакаться будешь» 1 ; «А как-никак, обыскать деньги да чайком попоить»; «А что ж он деньги-то не открывает? Что ж, он их с собой возьмёт, никому не достанутся? Разве это хорошо? Помилуй бог, деньжищи да дуроом пропадут. Разве это не грех»; «Передаст он сестре день- ги, а ты оставайся»; «Что ж ты деньги-то только глазами поваляешь, а в руки не попадут?» и др. Выгода, корысть – главные движущие силы всех поступков Матрёны. Она легко манипулирует Анисьей, уставшей от требований опостылевшего больно- го мужа и разрываться между ним и неверным любовником Никитой. Причём Матрёна, всякий раз подталкивающая других персонажей пьесы к преступным действиям, сразу же старается самоустраниться и уйти в тень. Она приносит Анисье порошки, способные довести человека до смерти, советует ими вос- пользоваться, однако после слов молодой женщины: «И зачем ты дала мне их?» – сразу в резкой форме даёт понять той, что ей самой придётся отвечать за всё. Своё участие в планируемом лихом деле она обещает категорически отри- цать, говоря: «Коли чего коснётся, моё дело сторона. Я знать не знаю, ведать не ведаю, – крест поцелую, никаких порошков не давала и не видала и не слыхала, какие такие порошки бывают. Ты, деушка, сама думай». Она вроде бы любит сына, говорит о том, что заботится о его благополу- чии, обращается к нему «сынок», «родной», «касатик», оправдывает его далеко не праведные поступки: «С бабочкой поиграл, – что ж? И телёнок, ведашь, и тот играет». Счастье для Никиты она видит исключительно в сытой жизни, не стесняясь ничуть, говорит Анисье о том, какую перспективу считает хорошей для своего сына: «…сынок в счастии живёт, счастья ждёт…», имея в виду ско- рую смерть Петра и вхождение Никиты в его дом в качестве хозяина. Любовь для неё тоже непременно связана с выгодой: «Станет он шлюху бездомовную любить, Микишка, ведашь, малый тоже умный. Он знает, кого любить». 1 Здесь и далее цитируется по Л. Н. Толстой. Собрание сочинений: В 22 т. М.: Худож. лит-ра, 1978–1985. – Т. 11.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=