Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
184 Л. Н. Толстому была близка мысль о необходимости искупления греха, поэтому крестьянин заинтересовал писателя настолько, что он встречался с ним в тюрь- ме, долго беседовал. Безусловно, сюжет не является главным скрепляющим звеном пьесы «Власть тьмы», намного важнее причины и следствия поступков героев. Л. Н. Толстому было необходимо показать, как современная ему действитель- ность, новые законы жизнеустройства пагубно влияют на души крестьян, раз- рушают истинные представления о добре и зле, стирают грань между ними. Главная причина происходящего, по мысли Л. Н. Толстого, в том, что люди стали ценить прежде всего материальное благополучие. Из-за желания обладать деньгами или не потерять их и происходят все преступления в пьесе. Кроме то- го, толстовские герои не любят огласки: им важно, чтобы окружающие ни о чём не узнали, чтобы создавалась видимость правильной и достойной жизни, а вот поступать при этом можно как угодно. Подобная мысль уже звучала с русской сцены, в частности в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Интересно, что и у А. Н. Ост- ровского, и у Л. Н. Толстого главными носителя зла становятся женщины- матери, которым по природе своей положено давать жизнь, воспитывать новое поколение, прививать ему понятия о морали и нравственности. Но и Кабаниха не справилась с этой задачей, и Матрёна, героиня драмы Л. Н. Толстого, вы- полняет в произведении прямо противоположную задачу. Именно Матрёна является тем человеком, в чьём мозгу рождаются пре- ступные замыслы. Она подталкивает Анисью к тому, чтобы сжить со света Петра, выкрасть и спрятать его деньги; она потворствует сожительству сына с замужней хозяйкой; она проявляет решительность и активность, когда прихо- дит время избавиться от незаконного ребёнка Акулины, своего внука. Все эти деяния не кажутся ей аморальными, она, напротив, всё время оправдывает каж- дое из совершённых преступлений обстоятельствами, сложившейся ситуацией, не видит ни в одном из них большого прегрешения. Правда, её муж Аким, выражающий в произведении авторскую идеологию, является сторонником противоположных взглядов, он не приемлет всякий об- ман, нравственную нечистоту. Однако, будучи членами одной семьи, они слов- но обитатели разных планет. Слова и мысли Акима абсолютно чужды Матрёне, она старается всё время запутать мужа, не сказать ему правды, сделать всё без его ведома. Его роль как главы семьи сведена Матрёной к формальному внеш- нему уважению. Это знает и Никита, их сын, и только когда мать толкает его на убийство ребёнка, не видит его страданий, он начинает понимать, что настоя- щая правда всё-таки за отцом, противником любого насилия, лжи, жизни не по христианским законам. Создать образ беспринципной, эгоистичной, жадной Матрёны Л. Н. Толс- тому помогают различные средства речевой характеристики героини. Стоит сказать, что в пьесе «Власть тьмы» писатель уделяет речи персонажей особое внимание. Со сцены со зрителем должны были говорить не абстрактные персо- нажи, а обычные крестьяне Тульской губернии. По той же причине речь персо- нажей пьесы изобилует диалектными и просторечными элементами, что, воз-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=