Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
183 Н. М. Старцева СРЕДСТВА ЯЗЫКОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПЬЕСАХ Л. Н.ТОЛСТОГО (НА ПРИМЕРЕ ДРАМЫ «ВЛАСТЬ ТЬМЫ») 1 Драма – это один из самых демократичных видов искусства. Театр в конце XIX века стал массовым, попасть на спектакли могли не только представители привилегированных сословий, но и рабочие, ремесленники, крестьяне. Это по- зволило по-иному взглянуть на основную задачу театра: он превращался в аре- ну прямого воздействия и воспитания масс, мог просвещать малообразованных людей, разъяснять им какие-то важные истины. Несмотря на условность вре- мени и пространства в традиционном драматическом произведении, театр спо- собен говорить со зрителем непосредственно, оказывать воздействие сразу на большое количество воспринимающих. Видимо, именно открывшиеся воз- можности взаимодействия драматических форм со зрителем и подтолкнули Л. Н. Толстого, с некоторой долей пренебрежения относившегося к театраль- ному искусству, часто отказывая ему в искренности и жизненности, к написа- нию произведения для сцены. Желая быть услышанным в первую очередь галеркой, достучаться до про- стого зрителя, писатель обращается в своих немногочисленных произведениях для сцены к сюжетам, взятым из жизни, всегда полной подлинного драматизма. Л. Н. Толстого не интересовал успех его пьес у публики (во всяком случае, ус- пех в привычном значении этого слова), намного важнее было общественное признание значимости поднимаемых в тексте проблем. Современный ему театр не слишком удовлетворял писателя. Пьесы А. Н. Ост- ровского, многими из которых Л. Н. Толстой восхищался, отмечал их простоту и самобытность, были все-таки обращены к жизни купечества и отчасти дво- рянства, а Л. Н. Толстому хотелось создать народную драму. Его первая попыт- ка написать такое произведение не увенчалось очевидным успехом: комедия «Заражённое семейство» поставлена не была, и Л. Н. Толстой на два десятиле- тия охладел к драматургии. Возвращением стала драма «Власть тьмы», напи- санная в октябре-ноябре 1886 года и впервые опубликованная в издательстве «Посредник» в 1887 году. Начало замыслу было положено намного раньше: в 1880 году Николай Ва- сильевич Давыдов, в те годы тульский прокурор, рассказал Л. Н. Толстому о преступлении, совершенном неподалеку от Ясной Поляны. Это была жесто- кая бытовая история об убийстве незаконнорождённого младенца. Л. Н. Толс- того поразил не сам сюжет (увы, далеко не редкий), а поведение отца-убийцы. Дело в том, что крестьянин так переживал, его так сильно мучили угрызения совести, то он не смог жить с тяжким грехом на душе, поэтому признался во всём сам и был доволен, что его наказали, приговорив к каторжным работам. 1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-012-00008.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=