Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки
170 вания, могла состоять его деятельность при тех предпосылках, которые были развернуты в его учении?» [Эйхенбаум 2009: 729]. Заметим, что личное нравственное совершенствование не такая уж малая цель (и Эйхенбаум этого не мог не понимать, но его время диктовало примат общественно-экономи- ческих вопросов). Развитие сюжета «Крейцеровой сонаты» начинается с традиционного для Л. Н. Толстого 1870–1880-х гг. отрицания жизненных установлений «как надо» (то же уже было в «Смерти Ивана Ильича»): «Жил я до женитьбы, как живут все, то есть в нашем кругу. Я помещик и кандидат университета и был предво- дителем. Жил до женитьбы, как все живут, то есть развратно, и, как все люди нашего круга, живя развратно, был уверен, что я живу, как надо» [142] 1 . В рас- сказе о молодой жизни Позднышева доминантой выступает прилагательное нравственный , которому Л. Н. Толстой придает ироничное звучание. В третьей главе он сознательно несколько раз подчеркивает это ироничное звучание: «Я вполне нравственный человек», «Я считал это не только нравственным, но я гордился этим», «Нравственное отношение к женщине», «Я нравственно ни- чем не считаю себя связанным с нею» (все повторы осуществляются на протя- жении одной страницы). Ироничное понимание прилагательного Л. Н. Толстой подчеркивает восклицанием Позднышева в конце третьей главы: «Все навыво- рот, все навыворот!» [143]. Правда, далее в повести Толстой использует прилагательное нравственный в узуальном значении: например, нравственное совершенство – в размышле- нии о той девушке, которая должна в будущем стать женой Позднышева (гла- ва V) [148], а также в рассуждении об основе создания семьи, где устами глав- ного героя Л. Н. Толстой противопоставляет нравственное достоинство и фи- зическую близость людей (глава VI) [149]. По ходу монолога героя Толстой разворачивает ироничный контекст мо- рально-этических определений, используя фразеологизм добрый малый , и тут же давая к нему пояснение «то есть самый большой негодяй» [144]. Этому спо- собствует и оксюморон правильный, аккуратный, здоровый разврат [145]. По- степенно в речи Позднышева происходит столкновения уже заданной иронич- ной оценки общественных установлений с идеальным представлением о взаи- моотношении мужчины и женщины, о любви, браке, семье. Устами героя Толс- той говорит о том, что в современном обществе никогда не будет «простого, ясного, чистого отношения к женщине» [146]. В дворянском сословии, где ве- дущую роль играет золотая молодежь (Толстой использует этот фразеологизм в V главе повести) невозможна по-настоящему «возвышенная, чистая, семейная жизнь» [147]. Повторяющейся доминантой V главы становится прилагательное чистый в своем прямом значении. Речь идет о чистых юных девушках, о чисто- те нравственного чувства и нравственного мира. Л. Н. Толстой рисует идеал, отталкиваясь от повседневной общественной практики, противопоставляя по- 1 Здесь и далее повести Л. Н. Толстого цитируются по изданию: Толстой Л. Н. Собрание со- чинений: В 20 т. Т. 12. М.: Художественная литература, 1964. В квадратных скобках указаны номера страниц.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=