Наследие Л. Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки

17 любят и уважают в Индии. Например, переписка Л. Н. Толстого и Махатмы (Мохандаса) Ганди о непротивлении, о пассивном сопротивлении повлияла на деятельность «южноафриканских индусов в борьбе за свои гражданские пра- ва» [5], в журнале «Indian Opinion» (19 ноября 1910 г.) М. Ганди отмечал, «что великий русский писатель является одним из главных вдохновителей этой борьбы, длившейся с 1906 по 1914 г.» [5]. В автобиографии Махаты Ганди не раз упоминается о том, что Толстой являлся для него высоким моральным ав- торитетом, русским титаном. Писатель своим примером, своими произведе- ниями (в особенности «Царство Божие внутри вас») оказал огромное влияние на деятельность индийского политического и общественного деятеля Ганди, в формировании его идеологии борьбы за независимость Индии от Великобри- тании. Сантьяграха (философия ненасилия, ненасильственное сопротивление) Ганди была сформирована под влиянием учения о непротивлении злу силой Л. Н. Толстого. А. Н. Федяев отмечает, что основоположником идей ненасиль- ственного сопротивления является Л. Н. Толстой. Заслуга развития идей принадлежит Махатме К. Ганди, который «сделал их действенным оружием в борьбе индийского народа за независимость. М. Л. Кинг завершил работу, на- чатую его предшественниками, и не только довел разработку положений кон- цепции непротивления злу насилием до логического конца, но и применил их на практике, добиваясь равенства для «цветного» населения Соединенных Штатов» [8]. Роль этих трех великих людей на мировую культуру была осмыс- лена и получила продолжение в культуре в рамках создания «оперы «Сатьягра- ха» американского композитора Филипа Гласса» [1] и ее успешных сцениче- ских постановках по всему миру, в том числе и в России в г. Екатеринбурге (постановка спектакля в 2014 году режиссера-постановщика и сценографа Та- дэуша Штрасбергера). Большое значение на мировую и отечественную культуру оказали экрани- зации (например, в виде короткометражных фильмов, фильмов, многосерий- ных фильмов, сериалов) и постановки (театральные, мюзиклы) произведений Л. Н. Толстого. Например, «Анна Каренина» много раз экранизировалось в оте- чественном и зарубежном кинематографе (более 24–30 киноверсий, 11 стран, не считая экранизаций, которые используют сюжетные линии романа, переносят действие романа в современные дни). Первая экранизация была осуществлена в 1910 году в Германии, в 1911 году в России (самой ранней из сохранившихся частично отечественных киноверсий романа является экранизация 1914 года). Анна Каренина не только была экранизирована в немом кино, но «говорит» в экранизациях, например, на русском, английском, немецком, венгерском, итальянском, армянском, казахском языках» [3, с. 64]. Всего было создано эк- ранизаций по произведениям писателя около 195. Наиболее часто экранизиро- вали такие произведения Л.Н. Толстого (или по мотивам его произведений), как «Война и мир», «Фальшивый купон», «Живой труп», «Воскресение», «Крейце- рова соната», «Хаджи-Мурат», «Смерть Ивана Ильича», «Холстомер». Среди стран принимавших участие в создании экранизаций по произведениям или их мотивам такие как Россия, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобрита-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=